Минздрав, минобразования и минтруда находятся на передовой, но управляемости над ними нет.
Социальная направленность последнего послания президента народу и ряд претензий в адрес «засидевшихся» чиновников показала, что в коронакризисное время Касым-Жомарт Токаев не готов молча наблюдать, как саботируется работа правительства.
«Все, кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, возможно, хочет каким-то образом отсидеться, уклоняется от выполнения поручений президента, мне кажется, должны уйти с занимаемых постов.
Сейчас мы вступаем в решающий этап нашего развития. Госаппарат обязан функционировать как единый механизм. Только в таком случае мы обеспечим достижение поставленных целей,» — заявил президент.
Накануне он принял отставку министра обороны Нурлана Ермекбаева, при котором за два года в Казахстане взрывы боеприпасов на воинских складах унесли жизни более 10 человек. Немногим ранее за огрехи в работе сменился министр сельского хозяйства.
Однако 1 сентября президент имел в виду совсем других членов правительства — тех, что еще остались при должностях. Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», политолог Андрей Чеботарев высказался о том, кто гипотетически может расстаться с министерским креслом.
— В принципе, уже министр обороны ушел со своего поста. После взрывов в Арыси в 2019 году, когда, казалось бы, нужно во всем наводить порядок, трагедия в Байзакском районе продемонстрировала халатное отношение к хранению боеприпасов.
— Министр культуры и спорта Актоты Раимкулова вроде и на своем месте, но периодически в ее адрес летят претензии. Она тоже в зале ожидания, как думаете?
— После неудовлетворительных результатов выступления казахстанских спортсменов на летней олимпиаде в Токио — да.
Кроме того, помимо спортивной неудачи серьезную проблему министру создает критика деятелей культуры
Известный кинорежиссер Ермек Турсунов неоднократно выступал с призывами отставки Раимкуловой. Думаю, мнение ведущих деятелей искусства и спорта будет учтено.
— В адрес министра здравоохранения Алексея Цоя также систематически идут жалобы, что система здравоохранения не справляется с пандемией и работу с пациентами можно было наладить лучше.
— То, что система здравоохранения оказалась не готова к пандемии, это правда. Но не только казахстанская. Так что спускать всех собак на одного Цоя, под руководством которого врачи все же спасают жизни, я бы не стал. Конечно, не обходится без нареканий.
И если к персоналу больниц отношение граждан более-менее лояльное, то в адрес поликлиник претензий предостаточно. Это и неподобающее отношение к пациентам, и очереди
Вместе с тем, уже после того, как произошла в 2020 году смена министра, увольнять Алексея Цоя, я думаю, преждевременно.
— Если и менять, то на кого? Вот в чем вопрос?
— В разные периоды тот же Ерболат Досаев, который сейчас возглавляет Нацбанк, считался чуть ли не самым оптимальным министром здравоохранения по сравнению с работавшими до него медиками. Но тогда не было пандемии. Поэтому сейчас медицинским ведомством все-таки должен руководить профессиональный медик.
Много вопросов к министру юстиции Марату Бекетаеву. Ощущение, что он в основном занимается судом по делу Стати и ничем больше
Много критики в последнее время в его адрес звучит от разных инициативных групп по регистрации политических партий. Несмотря на то, что были приняты поправки в закон о политических партиях, снижающие регистрационный порог с 40 до 20 тысяч членов, до сих пор нет никакой возможности зарегистрировать ни одну политическую партию. Я даже задавал ему этот вопрос лично, но не получил никакого вразумительного ответа.
Когда в 2021 году принимались поправки в закон о выборах, а это достаточно серьезные поправки, всем занималось Министерство национальной экономики. Которое к выборному законодательству отношение имеет весьма опосредованное. Юстиция от этого процесса, на мой взгляд, самоустранилась. Поэтому, я думаю, есть вероятность, что в минюсте будет назначение.
— Да и по самому делу Стати успехи у нашего минюста, мягко говоря, так себе.
— В разных источниках информация преподносится по-разному. Если
казахстанские СМИ с подачи того же минюста подают новости на позитиве, то зарубежные журналисты сообщают о серьезном проигрыше Казахстана в этом деле
Вообще, у меня ощущение, что страна оказалась в некоем болоте бесконечных судов «ни нашим, ни вашим».
— Буквально недавно на пост главы минсельхоза пришел Ербол Карашукеев, который успел в ведомстве поработать вице-министром пару месяцев. Он на своем месте?
— В деятельности этого ведомства очень многое зависит от достижения баланса между двумя концептуальными направлениями развития сельхозотрасли – поддержки крупных агрохолдингов и обычных фермеров, то есть МСБ. Считается, что все предшественники действующего министра не могли найти этого баланса.
Насколько это окажется по силам Карашукееву, скоро узнаем. Но пока, я думаю, к его роли главой минсельхоза следует присмотреться
Были нарекания минэкологии и природных ресурсов. Но они возникали к этому ведомству и ранее и не были причиной для отставки министра. Тем не менее Магзуму Мирзагалиеву есть повод задуматься.
— Как вы думаете, то, что Асхат Аймагамбетов отправил детей в школы, добавляет к его министерской карме?
— Вполне. Принято разумное решение. Потому что учеба в дистанционном формате в 2020 году показала снижение качества знаний у школьников и студентов. Теперь вопрос только в том, справятся ли учебные заведения с обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности. Потому что дети, как уже известно, тоже заражаются коронавирусной инфекцией и легко ее переносят, но могут принести инфекцию домой и заразить своих родителей и других родственников.
В целом минздрав и минобразования сейчас находятся в авангарде борьбы с коронакризисом
Социальный блок, в принципе, весь на своих местах, за исключением профильного вице-премьера Ералы Тугжанова. С учетом специфики работы социального блока министерствам нужен другой куратор.
— Социальные ведомства в принципе всегда самые критикуемые, потому что всегда находятся в центре внимания, а финансируются по остаточному принципу. В отличие от тех же силовых ведомств. Но сейчас на борьбу с пандемией социальному блоку дали множество возможностей. Есть ли отдача?
— Есть, и неплохая. А требовать сейчас сверхдостижений несправедливо и нелогично. Тем не менее с точки зрения управляемости этим блоком все вопросы, как я уже сказал, к курирующему вице-премьеру.
— Вам не кажется, что в нынешнем составе правительство стало менее публичным? В основном решения принимаются кулуарно, и узнаем о них мы по факту. Из всех министерств, пожалуй, только минздрав на виду. Понятно, по какой причине. Остальные сидят в стороне.
— Я бы отметил, что многие ведомства активны в социальных сетях и на своих официальных сайтах. Это и Министерство информации и общественного развития, и МИД по своей линии, и минобр и науки, и минздрав. Другие – да, стали заметно менее публичными. Но и премьер-министр Аскар Мамин изначально человек закрытый, как и ряд его заместителей.
Поэтому в плане коммуникаций министерств с населением дисбаланс есть. Если одни регулярно делятся результатами своей деятельности и реагируют на общественные инициативы и критику, другие показывают обратное
Например, министерство национальной экономики все это время остается в стороне, хотя самое ключевое в период кризиса. Министерство торговли и интеграции также немногословно. Мы практически ничего не знаем о наших взаимоотношениях с соседями. Вроде участвуем в ЕАЭС и ВТО, а что там происходит, не знаем.
— Как вы думаете, в этом составе правительство в состоянии выполнить поручения, данные президентом в своем послании?
— Ни одно наше правительство, даже при первом президенте, на 100% никогда не выполняло всех поручений, озвученных в посланиях. Но я бы отметил, что всегда даются как прямые поручения, так и установки без конкретики. И вот как раз по таким обтекаемым поручениям за работу министры вроде бы берутся, но не делают ее до конца.
Сейчас, в пандемийное время, конечно, на вирус можно списать все проблемы хором. Но надо признать – правительство действительно работает в ограниченных условиях
Главное, чтобы оставалась безусловная ответственность за социально-экономическую ситуацию.
Есть еще один немаловажный момент. В 2020 году приняли Концепцию государственного управления до 2030 года. И в ней снова нет четкого понимания того, каким должно быть наше правительство по структуре. В документе много чего хорошего, но опять без главного. Мало где за рубежом есть такая практика, чтобы министерства регулярно создавались, реорганизовывались, закрывались. Там это всерьез и надолго. Но не в Казахстане.
— Есть ощущение, что не определились с моделью. 30 лет недостаточно, потому что профессионалов мало, чтобы строить какую-то конкретную модель и ее придерживаться… или причины другие?
— На каждом этапе развития Казахстана ставились разные политические задачи. Приходилось то реагировать на мировые кризисные явления, то решать текущие задачи, чтобы не обострить отношения с обществом. Пример тому — история с земельной реформой 2016 года. Понятно, что это метание из стороны в сторону дестабилизирует.
Но оптимальную модель управления экономикой выбрать уже пора
Вся нынешняя система с правительством с одной стороны и квазигосударственным сектором в лице «Самрук-Казына» и «Байтерек» и их дочками — с другой, создает больше вопросов, чем ответов. И в первую очередь — кто кому подчиняется. Прежде всего надо менять систему. А профессионалы для работы в ней есть. Однако сейчас они вынуждены заниматься не тем, чем хотели бы. Либо встраиваются в какие-то коррупционные схемы для самообогащения. И это большая проблема.