Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Сельские АЗС вымрут, а продукты подорожают — мнение

370
Фото: abctv.kz

Об этом она написала в Facebook.

«Еще год-два и небольшие сельские АЗС исчезнут с лица земли. Вслед за этим подскочат цены на сельхозпродукцию, ведь чтобы заправить соляркой тот же трактор, крестьянину придется пилить в райцентр, а то и в Шымкент. Само собой затраты на намотанный километраж фермер заложит в стоимость своего товара. Кстати, и цена на горючее, скорее всего, тоже вырастет.

Автоматом рванут цены и на все остальные продукты и товары, а это уже чревато социальным взрывом. Вот такой пессимистический сценарий ожидает нас, если правительство не вмешается в ситуацию на рынке распределения нефтепродуктов.

До 2017 года цены на горючее регулировало государство. Ничего хорошего из этого, как мы помним по длиннющим пробкам на АЗС, не выходило. В 2017 «топливная отрасль» была переведена в рыночные отношения, а в 2018 завершили модернизацию всех нефтеперерабатывающих заводов страны. Это позволяло рассчитывать на то, что потребности Казахстана в ГСМ будут полностью покрыты и даже заведутся излишки. Однако «хотели как лучше, получилось как всегда», по крайней мере в южных регионах.

Вот уже семь-восемь лет здесь погоду на рынке нефтепродуктов делает ТОО «Petrosun», которое распоряжается практически 80% нефтепродуктов, перерабатываемых Шымкентским НПЗ. Причем распоряжается оно этими объемами так, что мелкие и средние АЗС региона вот-вот все схлопнутся. Как рассказывают владельцы средних и мелких АЗС, ТОО «Petrosun» держит их на голодном пайке, отдавая львиную долю ГСМ своим аффилированным компаниям. Судя по объемам отгрузок нефтепродуктов,

в приоритете у ТОО «Petrosun» сети автозаправок Sinoоil, Газпромнефть и Gasenergy, а также пара других станций

Оставшимся автозаправщикам юга, а их около полутысячи, предписан особый сценарий. Каждый месяц они обращаются к ТОО «Petrosun» c заявкой на отгрузку им бензина АИ-92 и дизельного топлива. Эту заявку ТОО «Petrosun», как правило, удовлетворяет в настолько мизерном объеме, что мелкому оптовику купленного топлива хватает дня на три-четыре. Когда же они повторно подают заявку на Petrosun, им в ответ говорят, что нефтепродуктов нет, и предлагают обращаться другим давальцам или на торговую биржу.

А у этих других давальцев цены такие, что мелких оптовиков головы трещат. Эти так называемые «оптовые цены» от других давальцев дороже розничных цен очень и очень ощутимо. Вы резонно спросите, а почему бы всем АЗС-никам не закупаться на этой Торговой бирже. Это было бы идеально для всех, но есть одно маааленькое «но».

Дело в том, что согласно принятым нормам зайти на Торговую биржу могут только игроки, у которых годовой оборот продажи составляет как минимум 20 тыс. тонн, и это только АИ-92. А такие объемы под силу лишь считанным фирмам на отечественном рынке торговли нефтепродуктами.

Вот и выходит, что мелкий АЗС-ник вынужден идти на дружественную с ТОО «Petrosan» аффилированную компанию. К слову, та топливо получает исправно и в тех количествах, которые ей нужны.

«Дружественная» компания накидывает на каждый литр петросановской цены еще 20 тенге сверху и по этой стоимости продает ГСМ просителю

И вот тут всплывает еще один нюанс. Все дело в том, что продавать это топливо мелкий АЗС-ник может только по ценам того же «Синойла», «Газпрома» и «Газэнерджи».

Сами понимаете, насколько это убыточно для малых и средних АЗС. Ведь если маржа «Синойла» и К составляет около 35 тенге, то прибыль мелкого АЗС-ника не превышает даже 6 тенге с литра. Если же эта заправка расположена в значительном отдалении от нефтебазы, эта цифра еще ниже. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что при таком раскладе мелкие и средние автозаправщики обречены на гибель и их банкротство — вопрос ближайшего времени.

Если же учесть, что в Шымкенте и области из 600 заправок таких мелких АЗС порядка 400, то можно предположить, что регион уже одной ногой стоит на грани топливного коллапса.

Тем временем АЗС-ники утверждают, что аффилированные c ТОО «Petrosun» компании сейчас пытаются выкупить автозаправочные станции с высокой транспортной проходимостью как по городу, так и по центральным трассам региона. Те, что на отшибе и в дальних аулах, не входят в сферу их интересов. Это дает основания предположить, что ТОО «Petrosun» и его ближайшие компаньоны стремительно монополизируют рынок. При таком раскладе и скорости до произвола цен на топливо рукой подать.

Конечно, средне-мелкие АЗС-ники пытаются сопротивляться. На днях они намерены провести большое собрание с приглашением туда медиа. Кроме того, они стараются привлечь к своей проблеме внимание общественных советов и контролирующих, регулирующих органов»,

говорится в публикации.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter