Согласно новому исследованию, появился новый вид влияния на общественное мнение – размещение комментариев к статьям в западных СМИ в поддержку интересов России.
Институт исследований в сфере киберпреступности и безопасности Кардиффского университета заявил, что минимум 32 известных медиа-сайта в 16 странах подвергались атаке троллей в этом году. В том числе Mail Online, Express и Times.
По словам исследователей, комментарии антизападного или пророссийского характера использовались русскоязычными СМИ в качестве основы для статей.
«Это новая тактика в информационных войнах, которая наблюдается с середины 2018 года. Но именно в этом году она получила резкий качественный и количественный импульс», — сказал руководитель группы аналитиков, профессор Мартин Иннес.
Особенно ярко использование комментариев проявилось на фоне вывода западных войск из Афганистана.
В одном из примеров, приведенных исследователями, в прошлом месяце Mail Online рассказала о победе талибов в Афганистане. Статья буквально за сутки набрала 2,5 тысяч комментариев читателей. При этом часть из из них, говорят аналитики, явно относились к организованной компании.
Прорыва не будет — политологи о новых назначениях
Поскольку на следующий день в российских СМИ появилась статья «Британцы сравнили приход «Талибана» к власти с концом западной цивилизации». Редакция ссылалась на «комментарии читателей». Причем только на ту небольшую часть, которая носила явно антизападный характер.
По словам исследователей, это только одна из 18 недавних статей в западных изданиях о падении Кабула. И комментарии к ним стали основой для серии статей российских СМИ. В них говорилось, что
американцы, британцы, немцы и т. д. поддерживают мнение о конце либеральной демократии и крахе НАТО
Исследователи заявили, что это лишь последняя часть длительной пропагандисткой компании. Они выявили 242 материала, в которых были опубликованы провокационные пророссийские или антизападные заявления в ответ на статьи, имеющие отношение к России.
По словам профессора Мартина Иннеса, такой «изощренный» подход использует тот факт, что социальные сети потратили большие средства и могут отслеживать попытки влияния с отдельных аккаунтов. При этом традиционные сайты изданий такой возможности лишены. Они могут только полностью отключить комментирование, чтобы пресечь попытки создания множества ложных личностей.
Иннес отметил, что учетная запись за год 69 раз кардинально меняла георасположение. И 549 раз имя.
«Что важно в этом исследовании, так это демонстрация, как можно манипулировать обществом. Причем не соцсетями, а другими видами средств массовой информации. И мы видим, как прокремлевские тролли ими манипулируют почти в промышленных масштабах», — сказал профессор Иннес.