Экологический альянс «Байтак Болашак» рассказал, что можно сделать для спасения мелеющего водоема столицы.
Вокруг Малого Талдыколя не утихают споры – экоактивисты и зоозащитники хотят спасти озеро от засыпки и очередной застройки. Художники, актеры и активисты устраивают на берегу акции протеста. А накануне внимание экологов и общественности привлекли розовые фламинго, которые прилетели на озеро и как будто тоже отстаивают свои права на его сохранение.
По данным Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия, на Малом Талдыколе обитают два вида лебедей, не менее пяти видов уток, два вида чаек и два вида куликов. Биологи называют озеро уникальным, а активисты требуют сохранить его границы, присвоить ему статус водного объекта и включить в Государственный водный кадастр, из которого его исключили.
В акимате говорят, что засыпать озеро не собираются и предупреждают, что если на водно-болотном объекте Малый Талдыколь не будут проведены дноуглубительные работы, то объект на протяжении нескольких лет полностью высохнет, так как там проходит естественный процесс высыхания воды.
Президент РОО “Экологический альянс “Байтак Болашак” Азаматхан Амиртай считает, что с акциями протеста активисты опоздали и сейчас нужно думать, как реально спасти водоём.
— Я чуть ли не единственный, кто поднимал вопрос засыпки Малого Талдыколя несколько лет назад, когда строились ЖК «Зеленый квартал» и потом магазин «Мечта» рядом. Когда прокладывалась дорога Е-22. Дело в том, что в основном водоемы Малого Талдыколя подпитываются за счет талых вод, у них был один речной приток, который уничтожило именно то строительство, – рассказал Амиртай.
Глубина Малого Талдыколя еще в прошлом году составляла 70 сантиметров, а сейчас – всего 20. До естественной смерти такими темпами остался год-другой, а потом пустырь за бесценок сможет забрать любой застройщик. Чтобы этого не произошло, «Байтак Болашак» ведет переговоры с акиматом.
— Мы с акиматом пришли к компромиссу. В первую очередь воды Малого Талдыколя нужно очистить, потому что в них есть канализационные отходы. Во вторую – углубить дно основной чаши и высадить вокруг него парк. Это все колоссальные деньги, по нашим подсчетам, примерно 5 млрд тенге. Но акимат договорился с застройщиками: там примерно 5 компаний, которые вместе берут на себя эти расходы, – рассказал Амиртай.
При этом в экоальянсе считают, что провести работы по спасению озера возможно лишь в том случае, если строителям не будут мешать местные жители.
— Мне позиция этих людей непонятна. Они говорят: надо всю работу остановить, все, что мешает озеру, снести. Это что получается, и «Хан-Шатыр» снести, и дома жителей, правильно? Еще они говорят: надо все остановить и разобраться, почему водоем выведен из реестра водных объектов в земли населенного пункта. Но пока будут идти эти разборки, Талдыколь просто высохнет! Тогда здесь не получится сохранить ничего и никакой парк построить не удастся, – предостерегает Амиртай.