Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Эхо взрывов в Таразе: какие уроки извлечь правительству? — политологи

520

26 августа в Жамбылской области близ города Тараз загорелись военные склады, прогремело более 10 взрывов. Это привело к гибели 15 человек, около 100 получили ранения. В минобороны Казахстана пояснили, что на складе хранились только инженерные снаряды, а длительный пожар связывали с горением тротила.

На те же грабли

Между тем

трагедия вызывает немало вопросов, учитывая, что в 2019 году подобный взрыв на военных складах случился в Арыси

В результате 3 человек лишились жизни, количество пострадавших превысило 160 человек. Однако спустя два года ситуация повторилась. При этом жертв можно было избежать. По словам выжившего пожарного, пожарных и сотрудников службы спасения дезинформировали, убедив, что взрывов не будет.

В настоящее время по факту взрывов на территории воинской части в Жамбылской области проводится расследование по статье о нарушении правил обращения с боеприпасами и взрывчатыми веществами

(ст. 462, часть 3 УК РК). Проводятся оперативно-розыскные мероприятия, в том числе допрос потерпевших и свидетелей, а также осмотр поврежденных объектов для определения ущерба. Будут проведены соответствующие судебно-медицинские экспертизы.

Почему погибли люди?

По словам политолога Максима Казначеева, прежде чем делать анализ ситуации, необходимо дождаться результатов следствия.

— Потому что если был поджог с целью скрытия хищений взрывчатых веществ, это криминальное преступление. Все нюансы покажет только следствие. Пока, на первый взгляд, кажется, что это форс-мажорная ситуация.

То, что погибли люди — это результат стандартного разгильдяйства. Дали команду пожарным работать в условиях непонятной ситуации на объекте

Такое у нас сплошь и рядом: говорить, что возникновение таких ситуаций на военном объекте чем-то отличается от взрывов на шахте, сложно.

Максим Казначеев

Максим Казначеев

У нас в горнодобывающей сфере все аварии и гибель шахтеров примерно по такому сценарию и происходят. Не срабатывает протокол безопасности, — рассказывает Казначеев.

Регулярность взрывов

С ним солидарен и политолог Расул Жумалы. По его убеждению, трагический взрыв боеприпасов близ Тараза уже закономерность. И это касается не только событий двухлетней давности.

В 2009 году в Арыси на складах научно-производственного объединения вблизи воинской части минобороны также случилось возгорание. Взорвались боеприпасы, которые должны были быть утилизированы

Тогда погибли четверо, 16 получили травмы. В 2015 году при взрыве в Арыси лишился жизни один человек. По официальным данным, ЧП произошло в процессе утилизации боеприпасов. В 2014 году в Арыси случился взрыв на предприятии «Казахвзрывпром», унеся жизни двоих работников, один человек получил ожоги и ранения.

Не выполнили поручение президента

— В данный момент идет следствие. Хотелось бы, чтобы по результатам оно было бы более открытым. Чтобы не прикрывали высоких чинов или еще персонально кого-то. Очевидным является то, что из прежних ситуаций каких-то серьезных выводов правительство не сделано. Хотя

после взрывов в Арыси два года назад президент давал весьма четкие поручения и рекомендации. Мы можем констатировать, что они были выполнены не полным образом

В частности, Токаев говорил, что надо провести инвентаризацию: избавиться от всех опасных, токсичных и устаревших боеприпасов.

Расул Жумалы

Расул Жумалы

Речь шла о том, что их надо перемещать подальше от населенных пунктов.

В случаях в Арыси и Таразе мы видим, что эти склады располагаются вблизи населенных пунктов до сих пор, что несет прямую угрозу населению

Казахстан — достаточно большая по территории страна, можно было найти какие-то пустыри и установить контроль. Но если даже работа в этом направлении и проводилась, то очень медленно.

Многие склады боеприпасов — наследие советской эпохи, арсенал там уже давно устарел и нуждаются в утилизации. Такие объекты как мины замедленного действия: то тут, то там взрываются. Нам надо определить, что необходимо для обороноспособности страны, а что нет. Излишки рабочих боеприпасов можно продавать в другие страны, — говорит политолог.

Жизнь дороже металлолома

По мнению Р. Жумалы, следствие должно отрабатывать сейчас несколько версий, что могло послужить причиной трагедии.

— Кроме разгильдяйства и безответственности, это вполне может быть какая-то провокация, вредительство.

Сейчас курсируют сведения, что в области оборонной промышленности, в области боеприпасов есть коррупционные элементы. Связано это прежде всего с редкоземельными металлами,

которые могли быть частью какого-то бизнеса.

Все эти версии должны отрабатываться. Немаловажно, что при подобных чрезвычайных ситуациях есть определенный протокол о противодействии минобороны и министерства по ЧС. Но прослеживаются нестыковки в действиях этих двух ведомств. Лично я их протокол не совсем понимаю в части того, что «оборонщики» зачем-то отправили тушить взрывающийся военный склад пожарных.

В моем понимании, наоборот, приоритет — выводить людей подальше от этих взрывов, будь то гражданские или военные. Пускай эти взрывы прогремят — человеческие жизни важнее металлолома

Очень жаль, что при последних взрывах случилось иначе. Мы отдаем дань уважения нашим погибшим и раненым соотечественникам. Мне кажется, если бы протокол был иной, такого количества смертей можно было бы избежать. И я думаю, протокол надо пересматривать наряду с вопросами межведомственного взаимодействия в критических ситуациях, — считает политолог.

Расул Жумалы убежден: одной только отставкой министра обороны Нурлана Ермекбаева и назначением нового министра обороны Мурата Бектанова проблем не решить.

— Смена министров ничего не исправит, потому что речь идет о системных проблемах и сбоях. И в любом случае, пока система остается прежней, — заключил эксперт.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter