Несколько лет назад мы взяли курс на построение «слышащего» государства в самом широком смысле слова. А пандемия, в которую решения нужно принимать быстрые, но эффективные, показала, как важно слышать голос профессиональных сообществ, бизнеса, отраслевых ассоциаций.
К сожалению, в этом направлении еще есть над чем работать. И не всегда даже самые лучшие и разумные предложения, выдвигаемые экспертным сообществом, принимаются и учитываются. Об этом и о многом другом наш корреспондент побеседовал с врачом, ученым, президентом Национальной Ассоциации Primary Health Care Толебаем Рахыпбековым.
— Толебай Косиябекович, с приходом пандемии вами был разработан и предложен ряд рекомендаций по улучшению поддержки для здравоохранения и бизнеса в период ухудшения эпидемиологической ситуации по COVID-19. Многие ли из этих предложений были приняты и учтены?
— Что-то было принято, что-то нет, а над чем-то мы до сих пор работаем, объясняя, аргументируя и доказывая. Например, буквально на днях сдвинулся с места вопрос о том, что в оплату из ФОМС нужно заложить несколько визитов мобильной бригады к пациентам с коронавирусной инфекцией, находящихся на домашнем лечении.
Сейчас заложена оплата только одноразового приезда медицинской бригады, но этого совершенно недостаточно. Чтобы пациент не попал в больницу и пошел на поправку, нужно от 7 до 10 визитов, пусть не всегда врача, где-то, возможно, медсестры. Но ограничиваться разовым визитом мобильной бригады никак нельзя. Сейчас нас наконец услышали и обещали этот вопрос решить.
— Среди ваших предложений были такие, как возвращение отделений скорой помощи в сельские больницы для полноценного и качественного оказания скорой и неотложной помощи в сельском районе и запуск передвижных аптечных пунктов для сельских жителей, особенно отдаленных районов. Насколько мы знаем, этого до сих пор не сделано?
— Да, этого сделано не было, во всяком случае в масштабах всей страны. А положение пациентов в сельской местности вообще очень болезненный и актуальный вопрос, над которым мы как раз сейчас работаем. Дело в том, что как минимум 30% сельских жителей не делают отчисления в систему ОСМС и, по сути, лишены большого объема медицинской помощи.
Это полностью противоречит концепции ВОЗ о доступности медицинской помощи. ПМСП – это прежде всего профилактика, скрининги, призванные выявить заболевания на ранних стадиях. А тем, кто не делает взносы, все это недоступно.
Кстати, взносы жители сел не делают по разным причинам: не хотят, не могут, нет денег. Но так или иначе, существующее положение вещей – это большие риски и для здоровья сельского населения, и для системы здравоохранения.
Мы предлагаем государству выделить эти деньги для жителей сельской местности, не делающих взносов. Да и вообще всех, у кого доход меньше минимальной заработной платы, которая сейчас составляет 43 272 тенге, должно застраховать государство.
Сегодня не застрахованный гражданин вынужден оплачивать медицинскую услугу по рыночным ценам, которые в три и более раз превышают установленные МЗ РК тарифы в системе ОСМС. Это приводит к снижению доходов домохозяйств и создает риск увеличения числа граждан, которые приближаются к черте бедности.
Но пока этот вопрос никак не решается. Пользуясь случаем, я хочу обратить на него внимание всех тех, кто имеет влияние, и призвать их поддержать нашу ассоциацию в этом вопросе.
— Ваша ассоциация также выступает за объединение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и помощи в рамках системы ОСМС?
— Да, при нынешнем положении возникает много неудобств и путаницы. А врач, завидя пациента, занят не постановкой ему диагноза, а проблемой, положена ли ему медпомощь и в каком объеме.
В свое время меня, молодого врача, старшие коллеги старой медицинской школы учили, что пока пациент дойдет до твоего стола, ему должен быть поставлен диагноз. А сейчас голова врача при виде больного занята вопросом, есть ли у него медицинский полис?
На мой взгляд, это совершенно неправильная ситуация, которую надо менять. Всем должен быть положен одинаковый пакет медицинских услуг. А за тех, кто не может делать взносы, это должно сделать государство, как оно это делает в отношении детей и пенсионеров.
Задача врачей — лечить, а организаций ПМСП – оказывать качественную медицинскую помощь на первичном этапе. А мне сейчас рассказывают, что работников ПМСП заставляют чуть ли не по домам ходить и убеждать людей делать взносы в ФСМС. Разве это их задача?
— Еще одно из ваших предложений – установка в сельских организациях здравоохранения кислородных станций. Почему оно не принимается? Ведь в нашей большой по территории стране кислородные баллоны граждане везут своим заболевшим родственникам порой за сотни километров.
— Этот вопрос можно было бы решить, используя механизмы государственно-частного партнерства. В организациях здравоохранения могли бы сделать пристройки для кислородных станций, а частники могли бы прийти на выделенные места со своим оборудованием. Также серьезно стоит вопрос доступности КТ в сельской местности. Есть села, из которых до райцентров нужно ехать от 300 до 700 км, но и в райцентрах не везде имеются так нужные сейчас аппараты для компьютерной томографии.
Медицинское оборудование – это одна сторона медали. Но у нас в условиях пандемии также катастрофически не хватает медицинских кадров. Нагрузка сейчас очень большая – на каждого врача приходится около полусотни больных, которых надо кого обзванивать, а кого-то и посещать.
Надо, чтобы на помощь пришли студенты старших курсов медучилищ и медицинских колледжей, а также обучающиеся в резидентуре, которые могли бы таким образом пройти практику. А переболевшие COVID-19 или получившие вакцину волонтеры могли бы помогать возить на исследования пациентов с показаниями для прохождения компьютерной томографии.
Еще одна проблема — нехватка машин для ПМСП — опять же, прежде всего в сельской местности. Мы предлагали для обеспечения транспортом ПМСП произвести мобилизацию транспортных средств за счет безвозмездной передачи транспорта с прикомандированием водителей с полным обеспечением затрат (ГСМ, запчастей и оплаты труда) из места основной работы — из государственного сектора и таких подведомственных организаций, как министерства обороны РК, МВД РК, иных государственных органов, из квазигосударственного сектора.
Прошлым летом во время роста заболеваемости коронавирусом первым откликнулся аким Кызылорды, он передал медикам акиматовские машины. Поддержали и в некоторых других регионах, но не везде. В этом году надо повторить этот опыт, ведь таким образом акиматы могут внести свой дополнительный вклад в борьбу с пандемией.
Сейчас такое время, когда очень важно помогать друг другу кто чем может. Есть такой хороший казахский обычай взаимопомощи – Асар. Вот я бы сказал, что сейчас пришло время Асара. И чем быстрее мы это осознаем, тем лучше будет результат.