В конце прошлой недели в Алматы завершился один из самых загадочных судебных процессов последних лет.
Этот судебный процесс мог бы получить также заслуженный статус «громкого», «скандального» и даже «сенсационного», но одной из парадоксальных особенностей стало поведение отечественных СМИ. Они не то чтобы игнорировали, а скорее активно замалчивали это во всех отношениях странное уголовное дело.
Речь об истории одиозного блогера Ермека Тайчибекова, который получил 7 лет колонии по обвинению в разжигании межнациональной розни с использованием СМИ. В качестве таковой следствие называло его публикации относительно кордайской трагедии. Тайчибеков в соцсетевых публикациях обвинял статусных националистов и государственные органы в поддержке и едва ли не организации погромов. Также он возмущался, что главными виновниками конфликта назначили именно представителей дунганской общины.
Почти год назад, в сентябре, он был взят под стражу. Срок несколько раз продлевался по просьбе прокуратуры, хотя само расследование при этом никак не продвигалось — не были представлены ни новые улики, ни свидетели.
Работу правоохранителей в принципе сложно назвать осмысленной и сколько-нибудь конкретной. У любого наблюдателя складывалось впечатление, что люди в погонах и мантиях попросту ожидали установки «сверху». А там также не могли определиться, как поступить со столь неформатным и непредсказуемым пациентом.
Насчет «пациента», кстати, вопрос открытый. С одной стороны, такая медикализованная психофобная стигма по отношению к носителям экзотических убеждений отдает языком ненависти и охранительством самого дурного пошиба, но с другой — всякий, кому доводилось смотреть его выступления, мог прийти к выводу, что у гражданина крайне своеобразное представление о реальности.
Неудивительно, что поначалу его принимали за артистичного пранкера и толстого до тонкости тролля.
В начале десятых годов сначала в Фейсбуке, который начал превращаться тогда в главное пространство публичной политики, а потом в эфире Зоны.кз появился человек с именем и внешностью казаха, прямо заявивший, что наша страна должна стать российской губернией. В качестве аргументов приводился типовой набор сентенций, который обычно можно услышать порой от условного «Божко» в момент алкогольной искренности, но крайне непривычно от человека, которого подобная публика определяет ксенофобными ругательствами.
Собственно, мировоззрение Тайчибекова это и есть яркий пример ксенофобии, только с мудреным термином «интернализированная». Пламенное самоненавистничество, отрицание или стыд за свое происхождение, а также фанатичное стремление доказать верность заимствованному внешнему идеалу, каковым для «губернца» стала даже не абстрактная Россия, но именно идеология и практика так называемого «русского мира».
Отсюда апологетика Путина, крымской аннексии и военных проектов Малофеева на востоке Украины. Именно «Царьград» (сайт этого издания в Казахстане заблокировали) стал основным рупором российской пропаганды, которая освещала суд над Тайчибековым. А некий правозащитный центр этой организации даже оплатил «независимую экспертизу» в интересах защиты. Адвокатом Тайчибекова стал известный юрист Галым Нурпеисов, который недавно отстаивал интересы четы Мамаевых в тяжбе с Бауыржаном Байбеком.
Таким образом, приговор Тайчибекову, который теперь вряд ли сможет рассчитывать на УДО (напомним, в 2015 году он был заключен в тюрьму на 4-летний срок по той же статье, но освободился после половины срока), попадает в самый центр циклона яростных информационных баталий и государственных медиавойн, посвященных языковому вопросу.
Не вполне понятные широкой публике и интриги российской власти. С одной стороны, она заявляет об укреплении и расширении интеграции и в то же время накаляет градус агрессии в подконтрольных СМИ и политических группировках. С другой — помещает столь маргинальную личность в контекст большой политики, делая сценарную заготовку на случай пропагандистского блокбастера «Спасти рядового русскомирца».
Возможно, история окажется еще более интересной и запутанной.
Автор: Айдар Кошумбеков