За полгода жители и гости мегаполиса потратили на товары почти 1,7 трлн тенге.
По данным Бюро национальной статистики, в первом полугодии 2021 объем розничной торговли в Казахстане составил 5 трлн 345,4 млрд тенге. Столько денег население еще не тратило. По сравнению с январем-июнем 2020 объем вырос на 15,9%, или 732,3 млрд тенге. По сравнению с 2020 – на 8,1%, или 401,1 млрд.
Однако несмотря на то, что итоговая цифра оказалась гораздо выше, чем в предыдущие годы, реальные показатели уменьшились.
За последние два года цены на товары выросли гораздо больше (почти в два раза), чем объем сделок. То есть
по факту люди денег стали тратить больше, а товаров получать меньше
Что касается роста за последний год, он связан с весенним провалом 2020, причиной которого стал введенный жесткий локдаун.
Самым ударным месяцем стал июнь — в магазинах и на рынках граждане потратили 1 трлн 246,5 млрд тенге. Лишь дважды в истории месячный объем трат был выше. Оба раза это произошло в преддверии новогодних праздников — в декабре 2019 (1 трлн 393,6 млрд) и 2020 (1 трлн 469,8 млрд).
https://365info.kz/2021/07/prichudy-importa-odezhdy-vezut-menshe-avtomobilej-bolshe
Сходство с новогодним ажиотажем прослеживается и в резком росте трат относительно предыдущего месяца. В последние годы показатели розничной торговли в декабре выше, чем в ноябре, примерно на 42%. В июне 2021 за месяц она выросла сразу на 50,7%.
По крайней мере с начала 2020 был лишь один сопоставимый по силе скачок — в июне. После снятия жесткого карантина объемы продаж выросли на 58,7%. Тогда это объяснялось отложенным спросом. Сейчас же причина явно в другом.
Один из вариантов – рост цен. Население стало больше тратить, так как гораздо дороже стали сами товары. Но не все так однозначно. Да, цены действительно растут, и особенно на продовольственные товары. Вот только расходы на покупку еды людям пришлось сократить.
По официальной статистике, в первом полугодии объем розничной торговли продовольственными товарами составил 1 трлн 854,2 млрд тенге. Это на 4,4% меньше уровня за аналогичный период предыдущего года.
Появятся ли в Казахстане налоги для богатых, и как это воспримут бедные? — эксперт
Более того, рост трат на продовольственные товары отмечается лишь в 6 регионах: Алматы, Шымкенте, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областях. Причем только в последней рост показателя (13,3%) превысил темпы продуктовой инфляции (10,6%).
То есть во всех остальных регионах продуктов питания фактически стали покупать меньше. Даже если денег на это стало уходить больше.
Кроме того, стоит отметить, что ни в одном регионе республики доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли не превышает 50%. Ближе всего к этому рубежу подобралась Актюбинская область (49,2%), ниже всего уровень в Мангыстауской (23,9%). Среднереспубликанский показатель – 34,7%.
Что касается расходов на непродовольственные товары, за год они выросли на 14,7%, достигнув 3 трлн 491,2 млрд тенге. При этом показатель упал только в двух регионах – Карагандинской (-0,3%) и Северо-Казахстанской (-4,9%) областях. Наибольший рост в Актюбинской области (+25,3%).
В целом лидером по общему объему сделок остается Алматы. Объем розничной торговли в январе-июне 2021 года здесь составил 1 трлн 687,7 млрд тенге. Это 31,6% от общереспубликанского показателя. Наименьшие официальные цифры торговли в Туркестанской области (79,7 млрд).
Алматы лидирует и еще по одному показателю – годовому росту торговли. По сравнению с первым полугодием 2020 он составил 15,9%. В Мангыстауской области объем сделок вырос на 10,1%, в Шымкенте – на 9,6%. Наименьшие темпы роста в Кызылординской (+1%), Северо-Казахстанской и Карагандинской (по +1,3%) областях.