Юристы рассказали о плюсах реформы и возникающих сложностях.
Реформирование судебной системы — одна из ключевых реформ 2021 года. По словам президента Касым-Жомарта Токаева, реформы в этой сфере помогут обеспечить укрепление независимости судей и увеличат доверие общества к судам. Для этого в суды надо привлечь новые кадры, обеспечить состязательность прокуроров и адвокатов на суде, а также сделать судебные процессы более удобными и эффективными.
По наблюдениям Бахыта Тукулова, партнера юридической фирмы Tukulov & Kassilgov Litigation LLP, необходимость судебной реформы назрела давно, о ней боялись открыто говорить, поскольку это могло означать признание того, что что-то с судебной системой не так.
— В связи с чем, мы благодарны Президенту Токаеву за политическую волю сказать об этом открыто и признать текущее положение вещей. По нашим наблюдениям,
судебная реформа движется по нескольким направлениям: обновляется судейский состав, вносятся изменения в законодательство о судопроизводстве, внедрили ротацию председателей судов
и так далее. В обновление судейского состава активно вовлечен Высший Судебный Совет РК (независимый коллегиальный орган, подотчетный Президенту), который на протяжении нескольких лет внедряет новые стандарты отбора судей, которые, в основном, понятны и прозрачны. ВСС очень открыт общественности, — отмечает Тукулов.
Обновление законодательства включает принятие нового Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК).
Он направлен на то, чтобы выделить споры между бизнесом (физическими лицами) и государством (споры публичного характера) в отдельные суды, задача которых обеспечить равенство более слабой стороны (физического/юридического лица) в споре с государством
— Время покажет, насколько такие суды смогут себя зарекомендовать. Ротация председателей судов де-факто ослабила значимость позиции председателя суда, что снизило их способность указывать судьям, какие решения принимать по конкретным делам, — говорит он.
Тем не менее, по словам Бахыта Тукулова, этих мер, в том числе мер, направленных на борьбу с коррупцией, будет недостаточно. По мнению юриста, главная проблема судебной системы Казахстана в том, что очень низка предсказуемость применения закона.
— Например, в нашей практике, даже по достаточно банальным спорам имеются противоречивые судебные акты. Есть решения, когда судьи выносили «за», а есть те, кто выносил «против»
По сути, как хочешь, так и выноси. Судьи должны оглядываться на позиции вышестоящих судов. Это упростит жизнь гражданам и бизнесу. У меня бывает, например, много ситуаций, когда меня бизнесмен спрашивает, как в конкретной ситуации поступить.
Я поднимаю судебную практику и объясняю, что суды решали похожие дела по-разному — выносили прямо противоположные решения. В итоге, бизнесу тяжело решить, как поступать, он не знает, выиграет ли он в отдельно взятой ситуации или проиграет. Если бы была практика системная, я бы мог, условно сказать, что в 80% случаев, суды занимали конкретную позицию. Но сегодня я так сказать не могу, — говорит Тукулов.
По мнению юриста, Верховному Суду РК следует усилить работу в направлении систематизации судебной практики таким образом, чтобы у нижестоящих судов по тем или иным вопросам не возникало особых опций как поступать в спорной ситуации.
— До тех пор, пока не будет относительной определенности в судебной практике (например, как это достаточно развито в России), у судей будет возможность толковать закон по своему усмотрению
А если судья вынесет «необычное решение», оно будет бросаться в глаза. Я считаю, относительная определенность судебной практики будет иметь мультипликативный эффект на экономику. Так как у бизнеса будет больше предсказуемости при принятии решений, будет больше доверия к закону и судам, — утверждаетТукулов.
Адвокат Ануар Тугел также подчеркивает значимость судебной реформы в Казахстане. По его словам, президент сделал правильный акцент на привлечение в систему новых судейских кадров.
— Сегодня в судейском корпусе работают примерно 2 500 судей. Разве во всем Казахстане нет хороших кадров? Вопрос не в профессионализме, а в честности. Просто надо найти порядочных людей и укомплектовать ими судейский корпус.
Для этого надо расширять географию конкурса, повышать зарплату судьям и предоставлять какие-то социальные блага. Потому что не все сейчас хотят быть судьями,
— утверждает он.
Рассуждая о плюсах реформирования судебной системы, адвокат выделяет принятие Административного процедурно-процессуального кодекса.
— Когда любой гражданин в суде может обжаловать действия госоргана, это большой шаг вперед.
Это дает возможность для судебного контроля над всей ветвью исполнительной власти. Теперь в суде можно будет обжаловать любой нормативно-правовой акт, вынесенный акимом или другим чиновником,
— рассказывает Тугел.
По его наблюдениям, сегодня онлайн-формат, введенный из-за пандемии, усложняет и ухудшает проведение судебных процессов. Адвокат не всегда может эмоционально донести до судьи все аргументы по защите своего клиента. Судьи не слышат некоторых вещей.
— Переход судов в онлайн — это большой шаг назад относительно защиты прав граждан. В таких условиях невозможно обеспечить состязательность прокуроров и адвокатов, о которой говорил президент
Состязательности пока нет и потому, что у адвокатов нет инструментов по сбору доказательств невиновности своего клиента. Зато этого инструментария предостаточно у прокурора. Адвокат не имеет права проводить оперативно-розыскные мероприятия и допрашивать свидетелей. Реформы в этом направлении ведутся. Но для нас сейчас самое главное — пережить пандемию и перейти на нормальный режим организации судебных процессов, — заключает Ануар Тугел.