С самого начала обретения независимости руководство Казахстана обозначило курс на последовательное проведение сбалансированной, конструктивной и многовекторной внешней политики.
Как отмечал Первый Президент Нурсултан Назарбаев:
«Многовекторность означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес».
При этом выстраивание многовекторной политики Казахстана проходило в условиях сложной и нестабильной международной обстановки, вызванной формированием новой геополитической реальности после распада СССР.
Сегодня, в год 30-летия Независимости, представляется важным осмысление и подведение некоторых итогов проводимой многовекторной политики.
Необходимость проведения именно многовекторной политики в значительной степени объяснялась геополитическим положением нашей страны. Находясь в центре евразийского континента для Казахстана было важным активно взаимодействовать не только с географическими соседями, но и с США, странами Европейского союза, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Через выстраивание тесных политических и экономических связей Казахстан, в частности, получал доступ к мировым рынкам и расширял свои экспортные возможности.
При этом следовало учитывать, что
Центральноазиатский регион, в котором географически располагается наша страна, всегда являлся зоной повышенного внимания ведущих мировых держав –
России, Китая, США. Высокий интерес к этой части мира проявляли и крупные региональные игроки – Турция, Индия, страны Ближнего Востока и Европейского Союза.
Несмотря на то, что многими подобное геополитическое положение Казахстана расценивалось как фактор уязвимости и опасности, наше государство рассматривало это как возможность и залог международного успеха.
Было и четкое понимание того, что Центральноазиатский регион несет в себе значительные риски, связанные с распространением международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции и т. д.
Все эти факторы учитывались при формировании и проведении внешнеполитического курса страны.
30 лет независимого развития Казахстана отчетливо показали, что именно многовекторная политика, заложенная Елбасы, стала для нашей страны наиболее правильной и оптимальной.
Совершенно очевидно, что те постсоветские государства, которые выбрали более закрытую внешнеполитическую модель развития или были нацелены во внешней политике преимущественно только на одну страну, в итоге оказались ограничены в своих возможностях на международной арене.
Во многом благодаря последовательному проведению руководством страны многовекторной внешней политики Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества и утвердился как ответственный и надежный партнер в международных отношениях.
На сегодняшний день
внешняя политика РК главным образом направлена на расширение и углубление сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями
К основным внешнеполитическим партнерам Казахстана прежде всего следует отнести Россию, страны Центральной Азии, Китай, США и Европейский союз. Немаловажными направлениями внешней политики РК являются также страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Со всеми этим государствами Казахстан стремится выстраивать взаимовыгодное и равноправное сотрудничество и конструктивное взаимодействие, постоянно упрочивая и расширяя двусторонние связи.
В рамках многостороннего взаимодействия следует отметить, что Казахстан является участником таких значимых и авторитетных международных организаций и объединений, как ООН, ОБСЕ, ШОС, ССТГ, ОИС, СНГ, ЕАЭС и ОДКБ.
Более того, во многих из этих организаций, включая Совет безопасности ООН и ОБСЕ, наша страна председательствовала в разные годы. Что в очередной раз говорит о высоком международном авторитете Казахстана и лично Первого Президента Нурсултана Назарбаева.
Отдельно важно отметить и то, что
Казахстан стал активно позиционироваться как посредник в проведении переговоров между различными конфликтующими сторонам
Показательным примером в этом плане является проведение Астанинского процесса по Сирии.
Тем самым постоянное и планомерное расширение сотрудничества Казахстана на многосторонней основе способствует не только усилению роли Казахстана в системе международных отношений, но и в существенной степени влияет на обеспечение региональной стабильности и безопасности.
Политика многовекторности, концептуальные основы которой заложил Нурсултан Назарбаев, органичным образом получают свое продолжение и преемственность в политике президента РК Касым-Жомарта Токаева.
В частности, К. Токаев в своей инаугурационной речи 12 июня 2019 года заверил, что
внешнеполитический курс будет продолжен, и внешнеполитическая деятельность Казахстана будет приносить конкретные выгоды стране, национальному бизнесу, каждому гражданину
Кроме того, в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы, принятой 6 марта 2020 года, наряду с определенными новшествами, четко обозначена преемственность внешнеполитического курса Нурсултана Назарбаева, основанного на многовекторности и прагматизме.
Таким образом, многовекторность была и остается неизменным принципом казахстанской внешней политики, выступая залогом успешного развития Казахстана на международной арене.
Автор: Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)