Власти нашли компромисс между борьбой с коронавирусом и экономической безопасностью страны.
Карантин ужесточают со 2 августа. Ограничат работу отрытых бассейнов, кинотеатров, фитнес-центров, рынков, объектов общепита и крупных непродовольственных магазинов, участвующих в системе Ashyq.
Согласно свежему постановлению главного санитарного врача южной столицы Жандарбека Бекшина, деятельность предприятий, не использующих систему Ashyq, и вовсе будет приостановлена. Кроме того, 80% сотрудников организаций будут переведены на удаленную работу. Но если в компании все сотрудники привиты, по словам чиновника, они смогут работать оффлайн полным составом.
По решению санврача города, без подобных ограничений могут работать только объекты, оказывающие бесконтактные услуги, а также предприятия сферы промышленности и строительства. Главный санврач заявил и о запрете массовых мероприятий — любых митингов, шествий и сходов.
Юрист Сергей Уткин считает, что выборочные ограничения главного санврача, вероятно, связаны с указанием «сверху» не трогать определенные компании.
— Я уверен, они объяснят это тем, что в крупных компаниях смогут обеспечить выполнение необходимых санитарных требований. И тем, что
крупных компаний меньше, но доход государству они приносят больше, нежели мелкие. И с экономической точки зрения их работа важнее, чем соблюдение карантинных правил
Между свободно работающей экономикой и карантинами всегда находятся компромиссные решения. После самого первого карантина все поняли, что блокировать экономику — это слишком.
Но сейчас пошли на уступки крупным отраслевым предприятиям, а малый бизнес снова поставили под удар, — говорит Уткин.
Между тем, по наблюдениям юриста, с введением карантина решаются и политические задачи. В частности, запрещаются митинги.
— Понятно, что коронавирус передается и на открытом воздухе. Но справедливо, чтобы ограничения были одинаковыми для всех. В России с такой дискриминацией уже сталкивались.
Вообще, с самого начала пандемии дискуссии, кому можно, а кому нельзя, не утихают. Например, почему можно ездить в автобусе, а в кинотеатре сидеть нельзя? Или почему в фитнес-клубе можно заниматься только до 20-00, а позже нельзя?
И никто не знает, как правильно. Если закрывать все подряд — это тоже вряд ли всех устроит. С юридической точки зрения у Бекшина обширные полномочия, чтобы осуществлять запрет деятельности тех или иных компаний. И он пользуется ими, учитывая целесообразность полного или частичного закрытия объектов бизнеса, — замечает юрист.
По ожиданиям Виктора Ямбаева, президента Алматинской Ассоциации предпринимателей, нынешний карантин станет переломным. Четверть предприятий малого бизнеса просто не выживут.
Компании так и «умрут», не превратившись в крупные и средние
Последние ограничения — вынужденные меры правительства. Рост количества заражений не останавливается.
— Власти в растерянности, так как нет однозначных решений, которые бы были верными на 100%. Поэтому все усилия сейчас направлены на то, чтобы остановить рост заболеваемости.
Пробовали вводить более мягкий карантин, пробовали вообще не вводить – результат мы видим. У людей нет ответственности, они продолжают ходить по публичным местам, посещать кафе, рестораны и не думают о последствиях, — подмечает Ямбаев.
Нежелание населения массово вакцинироваться обусловлено недостаточной информационной кампанией
Многие считают, что нет смысла прививаться, так как все равно можно заразиться. Поэтому надо на примере рассказывать людям о каждом индивидуальном случае заражения после прививки и объяснять каждый отдельный случай. Тогда и доверия будет больше.
По мнению Магбата Спанова, эксперта Института мировой экономики и политики, правительство не может позволить себе объявить полный локдаун. Особенно закрыть промышленные и строительные компании, тем более, что строительство сейчас на подъеме.
— В целом борьба с пандемией показала неспособность части руководства в центре и на местах противостоять ей. Казалось, прошлый год принес определенный опыт. Но в этом году ситуация сильно ухудшилась. Резко увеличилась смертность населения — с 10–20 случаев до 80-100 в день. Люди не доверяют властным структурам, призывающим к вакцинации.
Почему? Потому что не была проведена четкая разъяснительная работа. Не раскрываются особенности той или иной вакцины, нет выбора среди них. Было заявлено о казахстанской вакцине, но в промышленных масштабах она не производится, — отметил он.
По словам экономиста, планы открыть образовательные организации сентябре могут сорваться. Вирус мутирует. По данным СМИ, увеличились случаи заражения среди детей. Появляется информация и о летальных исходах.
С другой стороны, с точки зрения уровня подготовки нового поколения школьников и студентов
если еще один учебный год пройдет онлайн, страну может отбросить на годы назад
— Все это говорит о том, что назрела необходимость смены модели управления.
Главные санитарные врачи — это не главные лица страны, но они стали символом неразберихи в медицинской сфере,
которая оказывает эффект на все сферы управления.
Проблема в том, что за последние два года не было сделано четких выводов. Если в начале независимости нам удавалось выходить из более сложных ситуаций, не имея никаких экономических и финансовых резервов, сегодня мы проигрываем, имея все возможности противостоять кризису.
Например, до сих пор не выработано четкой нормативно-правовой базы для принятия антипандемийных мер.
Если сейчас ввести более жесткий карантин, кто будет содержать и кормить население?
Пандемия продолжается уже второй год подряд, и резервов у нас все меньше и меньше.
При введении после 2 августа жестких ограничительных мер половина компаний МСБ может закрыться. Выживет более-менее крупный бизнес, который имеет доступ к госзаказу. А судьба малого и среднего незавидна, —считает Магбат Спанов.