Stan.kz опубликовал статью, в которой специалисты рассказали о происхождении древнего ритуала.
По словам сотрудника отдела шариата и фетв ДУМК Медета Курмашулы, тасаттық — это мольба о дожде в период засухи.
«О тасаттық говорится в книгах шариата:
«Имам вместе с толпой выходит за пределы города или села, демонстрируя свою нужду перед Аллахом.
Народ, который хочет дождя, может произнести молитву истиска (групповой намаз, в котором молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи) или ограничиться молитвой истигфаром (прошение о прощении грехов).
Имам проповедует жамагату (община мусульман) раскаяться в своих грехах и примирится с врагами. В завершение он молит Аллаха о дожде», — пояснил он.
Зачем казахи делили свадьбу на семь тоев — вся правда о национальных традициях
По его словам, в книгах шариата не говорится о том, что во время мольбы о дожде приносят в жертву скот, а мясо раздают.
«Однако приносить в жертву скот ради довольства Аллаха и раздавать мясо нуждающимся – дело благое. В хадисе сказано, что больных надо лечить милостыней. Она против болезни и любой беды (в данном случае от засухи)», — пояснил представитель ДУМК.
Этнограф, ученый Талгат Омар считает, что тасаттық идет из тенгрианства, а жертвоприношение во время ритуала пришло уже с исламом. По его мнению, это свидетельствует о проникновении религии в казахское мировоззрение.
«Мы путаем религию и учение. Религия — догма, застывший мир. Искажать его шариат не разрешает. А познание — это мировоззрение, связанное с наукой. Многие путают эти две вещи. В нижней стадии мировоззрения есть ограничения, а в верхней их нет. Тасаттық – это энергия.
Пять тенденций ипотеки: дешевле жилье уже не станет — эксперты
Природа и человек неразрывно связаны между собой. Такие провидцы и шаманы, как Ванга и Мессинг — это люди, имеющие связь с космосом. А в исламе говорят, что с Богом мог говорить только пророк Мухаммед», — объяснил он.
И отметил, что при ритуал тасаттық претерпел кардинальные изменения.
«Изначально проливали не кровь, а молоко. Резать скот стали после введения исламского понятия жертвоприношения. Это неправильно. К примеру, ранее казахи лили молоко на змею, заползшую в дом. Как правило, змея уползала, ее не убивали. Казахи считали змею гостем.
Разливали молоко и перед началом далекого путешествия. Когда умирает человек, бросают горсть земли. Сейчас подобные традиции сохранились у монголов. Ислам настолько вошел в наше мировоззрение, что тенгрианство и ислам «гибридизировались»», – сказал этнограф.
Житель села Каркары Кегенского района Алматинской области Талгат Акбаев рассказал Stan.kz, что как только односельчане провели ритуал тасаттық, пошел долгожданный дождь.
«Забили скот и читали Коран. Уже во время ритуала погода начала портиться. А потом неделю без остановки шел дождь. Провести тасаттық решили и соседние села», — сказал он.
По его словам, сельчане твердо верили в то, что после ритуала пойдет дождь.