Не слишком ли высока цена, которую мы платим за «свободу слова»?
Общественный фонд «Ар-Бедел», специализирующийся на защите чести, достоинства в информационном пространстве и противодействии кибербуллингу констатирует, что казахстанский сегмент социальных сетей все больше напоминает ярмарку тщеславия фейковых аккаунтов, где за лайки (да и не только за них) можно продать все, что угодно. Начиная от довольно невинных сплетен и заканчивая мощнейшими по воздействию на аудиторию клеветой и оговорами.
Несмотря на то, что здравомыслящее большинство прекрасно понимает, что таким «сенсациям» грош цена в базарный день, «черный» информационный рынок процветает, рождая все новые и новые фабрики по производству противоправного информационного контента.
«Ар-Бедел», довольно часто в своей практике сталкивающийся с вредоносными фейками, неоднократно акцентировал внимание на общественной опасности этого нарастающего тренда.
По мнению специалистов фонда, отечественное законодательство требует совершенствования механизмов для борьбы с теми, кто анонимно или прячась за псевдонимами, насаждает информационное поле фальсификатами, распространение которых преследует вполне конкретные цели – унизить, опорочить оппонента, нанести вред его репутации, создать негативный информационный фон вокруг его деятельности.
Но депутаты и законодатели не спешат бороться с информационными «паразитами». И понятно почему. Любой шаг в этом направлении, как показывает практика, неизбежно влечет за собой взрыв негодования у определенной части общества наступлением на свободу слову и самовыражения, что не имеет под собой ровным счетом никаких оснований, особенно если посмотреть на опыт европейских стран, которые давно уже ужесточили меры борьбы с дезинформаторами и преследователями в виртуальном пространстве, что ничуть не пошатнуло их позиций в международных рейтингах свободы слова.
В «Ар-Беделе» считают, что давно пора избавиться от ложных страхов и наконец-то призвать охотников за сенсациями к ответу. В противном случае цена, которую мы можем заплатить за ту свободу слова, которой сегодня нередко подменяются оскорбления, диффамации, клевета, может оказаться слишком высокой. В портфеле фонда уже есть кейсы прямо говорящие об этом.
Несоответствующая действительности информация, распространяемая через фейковые аккаунты, становится оружием массового поражения. Таким образом можно, например, свести счеты с конкурентами, оклеветав и лишив должности, как это случилось с полковником полиции из г. Семей, которому фонд сегодня помогает отстоять честное имя.
Или растоптать честь и достоинство молодой женщины, матери, разместив от ее имени объявление об оказании интим услуг. По этому кейсу фонд работает в Алматы.
Можно пытаться оказывать давление на госорганы и шантажировать власть, преследуя экономические выгоды для своего бизнеса. Об этом свидетельствует опыт, полученный «Ар-Бедел» в Восточном Казахстане, руководство которого подверглась беспрецедентной информационной атаке.
Или оскорблять первых лиц государства, рассчитывая на мнимую анонимность виртуального пространства. Под удар может попасть каждый, независимо от пола, возраста, национальности, социального статуса, занимаемой должности и даже… охотники на охотников за сенсациями.
Буквально на днях фонд «Ар-Бедел» направил претензионное письмо действующему под фейковым ник-неймом «Сергей Ли Хан» администратору группы «Семей — Семипалатинск online», который в группе и на странице в Facebook называя фонд то «подразделением кибербуллинга» акимата ВКО, то его «буллинг-командой», существующей «на наши с вами налоги», обвинил «Ар-Бедел» в причастности к «грязным методам кибератак» на популярные в регионе заблокированные паблики.
Подобного рода заявления в фонде квалифицировали как ложные и порочащие деловую репутацию ОФ «Ар Бедел», честь и достоинство его руководства и сотрудников, поскольку фонд является независимой правозащитной некоммерческой организацией, специализирующейся на просветительской, аналитической и консультационной деятельности правового характера в сфере обеспечения конституционных прав и свобод граждан на защиту и неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, чести и достоинства; личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов организаций, в том числе на неприкосновенность деловой репутации; профилактики и противодействия кибербуллингу и прочим противоправным деяниям в Сети, посягающим на неприкосновенность личных неимущественных прав граждан и юридических лиц; повышения уровня информационной культуры и правовой грамотности казахстанского сегмента интернет-сообщества.
В пределах уставной деятельности «Ар-Бедел» на безвозмездной основе предоставляет услуги различным категориям граждан и организаций, подвергающимся сетевой травле, оскорблениям, другим противоправным действиям и не причастны ни к каким кибератакам и прочим противоправным посягательствам.
«Ар-Бедел» потребовал удалить несоответствующую действительности порочащую информацию о деятельности фонда и принесения извинений. Впрочем, сотрудники фонда трезво оценивают ситуацию и, опираясь на собственный опыт, не сомневаются, что вместо извинений получат новую порцию обвинений.
На этот раз уже в давлении на свободу слова, в отказе в праве на независимость суждений и попытках введения цензуры – стандартного набора «обороны» в подобного рода случаях. Классикой жанра станет подключение к этому процессу представительств международных организаций в Казахстане, выступающих за защиту свободы слова и самовыражения, которые по каким-то причинам так и не смогут донести до большинства, что ничего общего с нарушением права на свободу слова данная претензия не имеет.
Увы, но такова практика. Для многих стран она противоестественна и недопустима. Там такие манипуляции получают вполне однозначную оценку как со стороны представителей закона, так и со стороны общества и расцениваются как давление. У нас же информационные «паразиты» ведут себя вольготно, ничего не опасаясь, что не может не вызывать вопросов. И в первую очередь, к законодателям, которые избегая гипотетической опасности нарушить конституционные права одних, фактически допускают нарушение прав всех остальных…
Автор: Юлия Кисткина