Вопросы государственной границы являются важнейшими для любого независимого государства. Четко определенные и международно-признанные границы – это основа безопасности страны, позволяющая устранить любые предпосылки для возникновения территориальных споров в будущем.
После распада СССР именно под руководством Первого Президента впервые в истории Казахстан обрел четкие, международно-признанные границы, что во многом позволило обеспечить территориальную целостность и неприкосновенность республики.
В год 30-летия Независимости представляется необходимым еще раз осмыслить важность международно-правового оформления государственной границы Казахстаном с точки зрения обеспечения безопасности страны и будущих поколений казахстанцев.
Рассматривая исторический аспект, следует отметить, что
ни Казахское ханство, ни Казахская ССР не имели юридически оформленных государственных границ и не были признаны международным правом
Поэтому в первые годы независимости для Казахстана стояла важнейшая задача юридического решения территориально-пограничных вопросов с пятью государствами-соседями – Китаем, Россией, Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном.
Важно отметить, что в вопросе определения государственных границ Елбасы исходил из четкого принципа, согласно которому сложившиеся на момент распада СССР территориально-административные границы между бывшими республиками должны быть признаны государственными.
В целом после обретения независимости Первый Президент всегда уделял приоритетное значение надежному закреплению границ с соседними странами.
В частности, в Стратегии развития Казахстана до 2030 года предусматривалось решение важнейшей задачи — обеспечить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ.
Один из наиболее сложных переговорных процессов происходил с Китаем. Это главным образом объяснялось нерешенностью спорных моментов казахстанского участка советско-китайской границы.
Несмотря на это, Нурсултану Назарбаеву удалось достичь оптимального решения пограничного вопроса с КНР, и
в 1995 году у нашей страны появилась признанная государственная граница с Китаем
В 2000 году между странами было подписано Совместное коммюнике о полном урегулировании пограничных вопросов, а в 2002 году Казахстан и Китай подписали Протокол о демаркации линии казахстанско-китайской границы.
После проведения соответствующих переговоров, в 2001 году были подписаны Договоры о делимитации государственной границы с соседями по Центральной Азии –Туркменистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
При этом процесс делимитации госграницы между Казахстаном и Узбекистаном был весьма непростым. Сложность состояла в том, что 200 километров границы проходили по густонаселенной местности – Сарыагашскому и Мактааральскому районам Южно-Казахстанской области, а также Ташкентской и Джизакской областям Узбекистана.
Тем не менее
в 2001 году был подписан Договор с Узбекистаном,
который определил прохождение 96% линии границы от общей ее протяженности. Через год сторонам удалось заключить соглашение об отдельных участках межгосударственной казахстанско-узбекской границы.
В 2000-х годах был окончательно решен пограничный вопрос между Казахстаном и Россией
С учетом того, что государственная граница между РК и РФ составляет более 7,5 тысяч километров и является самой протяженной сухопутной границей в мире, это беспрецедентное по своим масштабам достижение.
В 2005 году президентами Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и России Владимиром Путиным был подписан Договор о государственной границе между двумя странами, окончательно оформивший закрепивший вопрос границ с Россией.
Наряду с оформлением государственных границ на суше осуществлялся переговорный процесс о границе по Каспийскому морю.
В частности,
в разные годы были подписаны соглашения по урегулированию вопросов, связанных с Каспийским морем, с Россией, Азербайджаном, Туркменистаном
Важнейшим событием в вопросе урегулирования каспийской проблематики стало проведение в 2018 году в г. Актау V Саммита глав прикаспийских государств, в котором приняли участие президенты Казахстана, Азербайджана, Ирана, России, Туркменистана.
Итогом Саммита стало принятие исторического документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря
В результате этой Конвенции, стороны признали легитимность ранее заключенных соглашений о разделе водоема.
***
Таким образом, Казахстан первой из республик Центральной Азии полностью решил вопрос государственных границ на суше и на море.
Успешность казахстанской политики в этом направлении представляется особенно важной, учитывая, что между многими постсоветскими государствами пограничные вопросы до сих пор не урегулированы. Это является причиной непрекращающихся территориальных споров.
Всего этого в определяющей степени удалось достичь именно благодаря прагматичной многовекторной внешней политике, последовательно продвигаемой Первым Президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Установление конструктивных и мирных отношений с ближайшими соседями стало также важнейшим фактором дальнейшего укрепления международного авторитета страны.
В целом можно с полной уверенностью сказать, что в год 30-летия Независимости установленная государственная граница Казахстана служит прочной основой для безопасности страны и будущих поколений казахстанцев.
Автор: Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)