Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Есть ли у казахов свои «железные кони»? — обзор казСМИ

991
Фото: kolesa.kz

По данным национального бюро статистики, в Казахстане в 2020 году было зарегистрировано 3 млн 870 тыс. легковых автомобилей. По сравнению с 2003 годом их стало больше на 2 млн 722 тыс. А в 2014 году в стране было зарегистрировано 4 млн легковушек.

Растет количество утиля на дорогах

Журналист считает, что увеличение транспорта за последний год — тревожная тенденция, поскольку рост идет явно не за счет новых авто.

«Чтобы уменьшить количество транспорта, акимы Алматы использовали различные инструменты (приоритет автобусной полосы, удлинение велосипедной полосы и т. д.). В 2016 был введен утилизационный сбор, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение окружающей среды и увеличить продажи отечественного транспорта», — напомнил он.

Утилизационный сбор — это сбор, взимаемый правительством с автопроизводителей на защиту экологии и за ввозимый из-за рубежа автотранспорт.

1 литровый транспорт — 437 550 тенге

2 литра — 1 020 950 тенге

3 литра — 1 458 500 тенге

Свыше 3 литров — 3 354 550 тенге

Кредиты многодетных должно покрыть государство – обзор казСМИ

Однако, по словам предпринимателя Нуриддина Садыкова, введение утилизационного сбора не улучшило качества отечественного автопарка.

«В 2013 году число автомобилей не старше трех лет составило 110 тыс., в 2014 году – 326 тыс., в 2016 году – 624 тыс. То есть мы видим, что новых машин стало больше. Однако в 2016 году был введен утилизационный сбор, и  количество новых автомобилей уменьшилось. С 2016 по 2018 год их число уменьшилось на 416 тысяч.

Доля старых автомобилей:

  • в 2013 году — 80%
  • 2014 году — 72%
  • 2015 году — 59%
  • 2017 году — 61%
  • 2018 году — 65%
  • 2020 году — 70%

Сейчас цифра приближается к 72%. Отечественный автопарк не улучшили. Наоборот, его уничтожили. Экология тоже не улучшилась, а испортилась. Цена не стала более доступной, а взлетела. Население отстало от приобретения безопасного и исправного автомобиля. Люди потеряли много денег», — сказал Садыков.

Где отечественное производство?

По данным на 2020 год, в стране продается 39 видов легковых автомобилей восьми брендов:

  • Chevrolet: Malibu, Niva, Tahoe, Tracker, Trailblazer, Traverse
  • JAC: IEV7S, J7, S3, S5, S7, T6
  • KIA: Cerato, Optima, Picanto, Rio, Sorento, Soul, Sportage, K900
  • Hyundai: Accent, Creta, Elantra, Santa Fe, Sonata, Tucson
  • Ravon: Nexia, R3, R4
  • Lada: 4×4, Granta, Largus, Vesta, Xray
  • Skoda: Kodiag, Octavia, Superb
  • UAZ: Hunter, Pickup, Patriot

Но сравним объемы производства:

Казахстан              Узбекистан
2010 год — 3 тыс.    2000 год — 52 тыс.
2017 год — 19 тыс.  2005 год — 94 тыс.
2018 год — 32 тыс.  2010 год — 222 тыс.
2019 год — 49 тыс.  2015 год — 185 тыс.
2020 год — 75 тыс.  2020 год — 280 тыс.

Нужна ли господдержка?

Вот мнение политолога Санжара Бокаева, который с недавних пор вплотную взялся за изучение структуры казахстанского автопрома:

«По официальным данным, в Казахстане ежегодно выпускается 80 тысяч автомобилей (250 штук в день). Минпромторг оказался в тупике, пытаясь доказать, что мы производим 167 моделей автомобилей.

Государство поддерживает автопром и ставит только одно ключевое условие: автомобили должны быть произведены в Казахстане. Следовательно, если машина не производится в Казахстане, государство не должно предоставлять льготы и субсидии.

Купив паспорт вакцины, ты покупаешь «путевку» в реанимацию — обзор казСМИ

Поэтому мы должны доказать, что автомобили производятся в другой стране. Это является основанием для прекращения необоснованных выплат, составляющих миллиарды тенге. Каждый автомобиль имеет VIN-код, который относится к международной системе учета и включает в себя World Manufacturers Identification — то есть мировой индекс производителя.

Мы ездили в автосалоны в Алматы и фотографировали VIN-коды. Так, по системе международного учета VIN-коды автомобилей якобы казахстанского производства производятся в России или Южной Корее. Ни один из автомобилей не производится в Казахстане. Следовательно, государство должно прекратить выплаты сотен миллиардов тенге местному автопрому.

Еще одно важное условие, поставленное государством: развитие местной промышленности. То есть автопроизводители обязались производить в Казахстане как можно больше запчастей.

Ни один автопроизводитель это условие не выполнил, а государство молчит. Всем известно, что половина запчастей не имеет отношения к Казахстану. Мы даже болты и гайки не производим. Почему мы обманываем себя?» — задал вопрос Бокаев.

По словам правительства, решения, касающиеся производства автотранспорта, дают положительные результаты. А в обществе сложилось негативное мнение. Кто прав, решать вам! — заключил автор статьи Канат Байузаков.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter