16 июля в Ташкенте объявили об очередном решении для мирного урегулирования ситуации в Афганистане. Создан новый четырехсторонний формат консультаций США-Афганистан-Узбекистан-Пакистан.
В документе говорится, что новая дипломатическая платформа направлена на расширение региональной взаимосвязанности.
«Стороны считают, что долгосрочный мир и стабильность в Афганистане имеют решающее значение для региональной взаимосвязанности и выражают единое мнение, что мир и региональные связи взаимно усиливают друг друга», — указано в тексте. — «Признавая историческую возможность дальнейшего развития эффективных международных торговых маршрутов, стороны надеются сотрудничать для расширения торговли, создания транзитных маршрутов и укрепления деловых связей».
В ближайшее время стороны встретятся снова для обсуждения детальной работы. В новом формате нет Казахстана, имеющего хороший опыт в диалоге по сирийскому конфликту. Это вызывает удивление, поскольку в начале июля со ссылкой на заместителя министра обороны РК Тимура Дандыбаева прошла новость о возможном участии казахстанских военных в учениях на афганско-таджикской границе.
Кроме того, США попросили центральноазиатские страны, в том числе и Казахстан, временно разместить у себя 9 тысяч афганцев, помогавших американской армии в войне с талибами. Приблизит ли регион к прекращению очередного конфликта новый четырехсторонний формат по афганскому урегулированию, рассказал политолог-востоковед Александр Князев.
— В июле 2021 Афганистан — ньюсмейкер. Периодически звучат сообщения о планах США по спасению своих афганских «сторонников», в том числе путем переселения в страны Центральной Азии. Теперь рассматриваются варианты мирного урегулирования афганского конфликта внешними силами. А какую роль любые сценарии развития событий играют или сыграют в жизни Казахстана в плане экономики и безопасности?
— Не думаю, что какую-то значительную роль. Казахстан не имеет прямой границы с Афганистаном. Экономические интересы не затронуты. И не будут затронуты при любом режиме, кто бы ни был у власти — «Талибан» или кто-то другой.
События в Афганистане на безопасность региона в целом особенно не влияют. Во всяком случае никаких новаций в этом вопросе я не вижу
Если говорить о наиболее обсуждаемой угрозе в виде религиозного радикализма и терроризма, то для каждой из стран Центральной Азии это явление имеет свои внутренние причины. Внешние факторы существуют, но находятся далеко не на первом месте. К тому же они больше связаны с Ближним Востоком, но не с Афганистаном.
Переселение афганцев в Казахстан по просьбе США: благо или зло?
Когда говорят о том, что неафганские, неталибские террористические группировки, которые действительно есть в Афганистане, активизируются на этой волне в странах региона, лично у меня возникают серьезные сомнения. У них не будет ни смысла, ни возможностей пересекать большую территорию, чтобы, условно, попасть в Нур-Султан.
Независимо от военно-политической ситуации внутри Афганистана, в случае такой необходимости они могут прилететь откуда-нибудь из Стамбула или Мюнхена
А могут и вообще заниматься своей деятельностью онлайн.
— Выбрана четверка стран, которая будет создавать в Афганистане мир — США, Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Что-нибудь получится у этой миротворческой миссии?
— «Выбрали» они себя сами. Объявление о создании этого формата больше напоминает некую пиар-акцию. Это бессмысленная четверка, если говорить о том, что ее целью является урегулирование афганского конфликта. В сообщениях о ее создании мелькает слово «для консультаций». Если сторонам хочется консультироваться именно в таком формате, то вперед. Но какого-либо реального воздействия на ситуацию этот формат оказывать не будет.
Если по существу, то для внешнего участия в решении вопросов Афганистана не хватает как минимум трех игроков — Ирана, Китая, да и Россию сбрасывать со счетов не нужно,
поскольку она имеет свои немалые каналы влияния на ситуацию.
А если в идеале, урегулирование вообще должно совершаться не на уровне внешних участников, а в формате трех внутриафганских сторон — «Талибана», кабульского правительства и легальной афганской оппозиции, включая партии этнических меньшинств. Эта оппозиция разрознена, там с десяток-полтора разных партий. Но это реальные силы, которые влияют на ситуацию в стране. Вот эти три стороны должны договариваться между собой. Внешние участники могут лишь использовать свое влияние на внутриафганских акторов для продвижения переговорного процесса.
Механизм урегулирования уже на предыдущих переговорах в 2020 году выработан:
А результатом консенсуса трех сторон должна быть подготовка новой Конституции, в которой будут учтены интересы всех этнических меньшинств и групп населения Афганистана. Ну а далее на основе Конституции должны быть подготовлены новые выборы и готовность начать новую жизнь по новым правилам.
Это общая схема, которую в жизни реализовать сложно. Даже вопрос с коалиционным правительством зашел сейчас в тупик
В таком случае как на реализацию идеального афганского сценария повлияют внешние участники, к примеру Узбекистан, мне непонятно.
— А почему перешли от идеального сценария и переключились на внешних помощников?
— С целью имитации бурной деятельности, поскольку переговоры внутриафганских сил зашли в тупик. Соглашение, подписанное в феврале 2020 года между США и «Талибаном», было нарушено. Сначала американская сторона сдвинула сроки вывода своих войск, затем нарушения пошли со стороны «Талибана». А на самом деле все уперлось в нежелание Ашрафа Гани уйти в отставку. Создание коалиционного правительства для него политическая смерть. Он имеет определенные группы поддержки, признан легитимным президентом. Однако его упирательство завело переговоры в тупик.
Объявление о создании новой «четверки» — чистой воды пиар-ход. Когда в десятых числах июля
представители правительства и оппозиции приезжали на переговоры с делегацией «Талибана» в Тегеран, это было реальным движением вперед
Это был диалог самих участников афганской политики.
Иран, заинтересованный в разрешении афганского конфликта из своих соображений, в данном случае просто предоставил площадку для переговоров. Таких желающих, кстати, много. Межафганский диалог уже проходил в России, и она готова дальше этому содействовать.
Недавно свою площадку предложил Китай. Предлагает и Пакистан, но это сомнительно из-за тесной связи Пакистана с «Талибаном». Доверия к Исламабаду со стороны и правительства, и оппозиции Афганистана нет. Есть площадка, на которой США вели переговоры с «Талибаном» в Катаре. Свои услуги предлагал Стамбул.
— Почему Казахстан не предложил, имея опыт урегулирования сирийского конфликта?
— У Казахстана, как и у Узбекистана, пиар-деятельность составляет большую долю всей внешней политики. Другое дело, что сейчас это, вероятно, для Казахстана неактуально, и он решил заняться какими-то реальными делами. Может уже просто «переболели» этим. А Узбекистан находится в состоянии острой необходимости в пиаре.
— В начале июля в СМИ сообщали о возможности отправки казахстанского контингента в Афганистан. Реакция общественности не заставила себя ждать — нас втягивают в чужую войну. Так ли это? И если миротворцы поедут, какими должны быть причины?
— Если подобные идеи звучат именно в формулировке «отправка миротворцев в Афганистан», это категорический нонсенс. Сейчас речь вообще не идет об отправке туда каких-либо миротворцев. Этот вопрос нигде и никем не обсуждался. Я подозреваю, что это плод чьей-то фантазии.
Сейчас задача противоположная — удалить из Афганистана остатки всех иностранных войск. В частности, турецких
Любые иностранные вооруженные силы, неважно под каким флагом и с каким мандатом, будут только дополнительным раздражителем в этом конфликте и препятствием в его урегулировании.
Что касается возможной отправки казахстанских военных на афганско-таджикскую границу в рамках учений ОДКБ и Узбекистана, такие варианты возможны. Не думаю, что это произойдет, но и исключать нельзя. Хотя на границе и без Казахстана хватает защитников. Того усиления, которое провели на границе Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, более чем достаточно.
— Вы сказали, что если и подключать к афганской проблематике внешних модераторов, в списке не хватает Ирана, Китая и России. А почему их не включили?
— Потому что это не реальный переговорный процесс в принципе. Это имитация, политическая игра. Назвать можно как угодно.
США находятся в непростых отношениях и с Китаем, и с Россией, и тем более с Ираном. Поэтому эти три страны и не приглашают
Узбекистан — ведомое государство. Кабульское правительство — тоже манипулируемый субъект региональной политики. С ними удобно разговаривать и изображать некое миротворчество. Так что в последних событиях с созданием 4-сторонней комиссии я не вижу никакой логики. Не уверен, что она появится в будущем и приведет к какому-то реальному результату.