Поэтому ничего нового они предложить не могут, но и заменить их некем.
Туркестанская область действительно одна из самых бедных, но ее проблемы в большинстве своем присущи вообще всем нашим регионам, считает политолог Данияр Ашимбаев.
Одна из главных — нет действительно хороших кадров, которые могли бы «выйти за рамки» и обеспечить качественный прорыв. И хотя решать какие-то сиюминутные проблемы многие действительно в состоянии, однако системные недостатки не меняются. И захотят ли их менять в принципе, большой вопрос.
Окончание. Читайте также первую часть.
— Сумел ли за прошедшее время как-то поправить ситуацию в Туркестанской области нынешний аким Умирзак Шукеев? Кстати, когда его только назначили на этот пост, некоторые эксперты расценили это как «политическую ссылку». Но с другой стороны, разве можно назвать ссылкой пост главы пусть и не самого богатого, но все-таки целого региона?
— Вообще, надо понимать, что Шукеев один из самых опытных политиков и чиновников. Он был акимом ЮКО, Костанайской области и Астаны. Хорошо работал в правительстве, был министром, вице-премьером, первым заместителем премьера. Человек, можно сказать, «не приходя в сознание, руководит любым министерством и любым регионом». То есть опыт наработан, плюс он имеет свою команду, которая также оперативно перебралась в Туркестанскую область и взялась за работу. Люди в принципе опытные, прошедшие огонь и воду
и прекрасно знают не только, куда можно залезать, а куда не следует
но и что нужно сделать, чтобы не допустить серьезного народного бунта.
И в целом Шукеев как опытный политик и администратор с регионом справляется. Конечно, после руководства «Самруком» Туркестанская область (особенно без Шымкента) действительно может выглядеть как некая ссылка, поскольку бюджет в регионе «просел». Но с другой стороны, сюда пошли определенные средства из центра в качестве субвенций на развитие «духовного центра». Проекты на личном контроле не только у премьера, но и у Елбасы, и у президента.
https://365info.kz/2014/12/kto-vliyatelnee-akimy-ili-ministry-chast-1-xoroshij-akim-eto-mini-prezident
Но дело в том, что в целом подход к развитию Туркестанской области как региона такой же, как и по всей республике. И недостатки у него уже системные, характерные у нас для всех министерств, отраслей и акиматов.
Среди них отсутствие нормального планирования, постоянные реорганизации и всяческие перестановки. И как результат достаточно слабый контроль за процессами и бюджетными потоками.
— Вот, например, сейчас рассматривается очередной отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета. Цифры злоупотреблений, завышений и потерь от некачественного планирования продолжают расти из года в год как на дрожжах. Но никаких кардинальных мер в экономической сфере не предпринимается, и перелома ситуации мы до сих пор нигде не увидели.
Все то же самое происходит и в Туркестанской области. Причем полной информации о состоянии региона нет даже в акимате, неизвестны соотношения официальной и теневой экономик, реальный уровень доходов и так далее. Да, акимат пытается снять какую-то сиюминутную головную боль, но и только. Сама политика, проводимая в стране, исключает по-настоящему положительный результат, потому что
система государственного управления ориентирована не на положительный результат,
а на финансовые потоки и злоупотребления ими. От стараний каких-то отдельно взятых людей настоящего результат не будет, да и людей таких нет. Тот же Шукеев далеко не самый лучший аким. Очень опытный, но не лучший. Все дело в том, что у нас лучших акимов нет. У нас есть средние, плохие и очень плохие. Решать текущие проблемы еще худо-бедно в состоянии, а вот
обеспечить некий качественный прорыв эти люди уже не смогут, потому что просто не умеют
Не в состоянии выйти за пределы проводимой политики.
— А был ли замешан Шукеев в каких-нибудь скандалах? Необязательно коррупционных.
— Периодически в его окружении (но без его участия) скандалы случаются, но на общем фоне у него все-таки не самая худшая команда.
https://365info.kz/2017/05/kapriznym-almatintsam-akim-libo-nravitsya-libo-net-ashimbaev
К нему привыкли, его знают, и в обществе он не вызывает такой аллергии, как некоторые другие акимы.
— А кто вызывает?
— Ну, на эту тему лучше спросить жителей Алматы или Нур-Султана, они назовут фамилии. Но лучших просто нет.
— Кстати, недавно на развитие области собрались выделять 3,6 трлн тенге. Есть целый комплексный план до 2025 года, в нем почти полторы сотни различных мероприятий. Интересно, во что это выльется в итоге.
— У любой нашей государственной программы неоднократно меняются показатели, по которым они реализуются. И оценку им дать вы не сможете. Министерства, которые за них отвечают, постоянно реорганизуются, политические руководители, которые должны были это контролировать, периодически переставляются с места на место.
А когда меняются критерии и институты, то и выполнение программ под большим вопросом
Кроме того, даже республиканский бюджет, из которого и финансируются программы, меняется за год раз сорок. Окончательный вариант бюджета на 2021 год наверное будет принят 31 декабря 2021 года. И его «подгонят» под факты. И будет все выглядеть так, что
средства вроде освоены, нужные заключения собраны, по документам программа выполнена,
а по факту результата как не было, так и нет. Государственный аппарат просто научился сам себе ставить такие задачи, за которые потом с него невозможно будет спросить.