В Казахстане каждая десятая машина покупается в кредит, но роль государственной поддержки в этом невелика.
Программа льготного автокредитования была запущена в Казахстане в 2015 году. Ключевая идея заключалась в предоставлении займов по низким ставкам, что должно было пойти на пользу как покупателем (повышение доступности), так и производителям (повышение спроса на продукцию).
Условия программы неоднократно менялись: изменялись и требования к заемщикам, и процентные ставки. Всего в 2019-2020 гг. на реализацию было выделено 40 млрд тенге. При этом средства выделялись по револьверному принципу: на деньги, которые шли от погашения кредитов, выдавались новые займы.
Спустя шесть лет после начала действия программы ее было решено свернуть
Об этом стало известно 23 июня — соответствующее заявление сделал Нацбанк РК.
«Решением правления от 24 мая 2021 года №56 действие программы было прекращено. При этом была предусмотрена возможность дальнейшего использования ранее выделенных Нацбанком средств в сумме 40 млрд тенге для кредитования покупателей легкового автотранспорта, произведенного в Казахстане», –
пояснили в Нацбанке.
Для рынка госпрограмма поддержки важна, но не критична. К такому выводу пришли аналитики «Первого кредитного бюро», опубликовавшего исследование рынка автокредитования.
«По данным БРК (Банк развития Казахстана – прим. авт.), с весны 2015 по конец апреля 2021 года было выдано около 27,5 тыс. кредитов на общую сумму 139,6 млрд тенге. Это 10,2% от общего количества и 12,9% от общей суммы выданных за этот период автокредитов», —
говорится в отчете аналитического центра #FCBAnalytics.
Развитие автокредитования в Казахстане происходит и без участия государства
Количество выданных займов по итогам января-апреля 2021 года оказалось на 24,3% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Всего за 4 месяца текущего года было выдано 27 588 займов на общую сумму 132,7 млрд тенге. То есть столько же, сколько за шесть лет по госпрограмме.
«Это в свою очередь ведет к росту портфеля и говорит о том, что казахстанцы активнее набирают новые автокредиты, чем гасят уже имеющиеся.
Общий объем портфеля автокредитования за 12 месяцев увеличился на 36,5%, достигнув 818,1 млрд тенге. Наиболее высокие темпы роста в южных регионах, наиболее низкие – на западе республики», —
отмечают в Первом кредитном бюро.
Говоря о программе льготного кредитования, важно помнить, что одной из ее задач было обновление автопарка. Но добиться значительных успехов в этом не удалось. Несмотря на рост автокредитования и реализацию госпрограмм, автопарк республики остается достаточно старым.
По данным Бюро национальной статистики, 64,3% от общего количества зарегистрированных в республике легковых автомобилей старше 10 лет.
«Ситуацию с возрастом автопарка наглядно демонстрирует разбивка по маркам. В топ-5 самых популярных (по количеству зарегистрированных автомобилей) — ВАЗ 21063 и AUDI 100, которые не выпускаются уже много лет.
Большинство Volkswagen Passat и Golf (которые входят в топ-5 наиболее часто встречающихся автомобилей на казахстанских дорогах) также гораздо старше 10 лет. В целом, если взять топ-10 марок авто, 87% единиц техники окажутся старше 10 лет. Для топ-20 этот процент составляет 80,6%», —
посчитали в Первом кредитном бюро.
В целом аналитики оценивают высокий потенциал рынка в этом сегменте. Сейчас
каждый десятый автомобиль в республике покупается в кредит
Причем выдают их не только банки.
«Автокредитование – одна из продуктовых ниш, в которой доля в выдаче кредитов МФО достигает 37% за счет кредитования новых автомобилей в дилерских центрах и автосалонах», —
говорится в отчете #FCBAnalytics.
Вот только действуют МФО достаточно локально. Две трети от всего портфеля микрофинансовых организаций приходится на города республиканского значения. Там их доля в общем объеме автокредитования составляет 22,5%.
Также стоит отметить, что темпы кредитования у МФО выше, чем у банков. С начала 2021 года общий объем банковских займов вырос на 10,1%, а за последние 12 месяцев – на 29,5%. У МФО эти показатели составляют 17,2% и 81,5% соответственно.