Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как кошмарили бизнес: радикализация масочного режима дошла до абсурда

1079
фото с сайта rus.azattyq-ruhy.kz

2 июня, после заседания межведомственной комиссии по вопросам предпринимательства под руководством первого вице-премьера Алихана Смаилова объявили о разработке проекта закона о деятельности мониторинговых групп. К регулированию этой новой для Казахстана формы контроля пришли после того, как выяснилось, что пандемия и ограничительные меры породили злоупотребления и реальный прессинг бизнеса.

Известный адвокат Александр Каплан рассказал, как ему дважды пришлось отбивать у государства субъекты бизнеса, попавшие под перегибы карантины. Эти истории очень показательны с той точки зрения, как не должно быть в правовом государстве. И как случилось в Казахстане.

Держите штраф и приостановление работы

—  Государство фактически признало деятельность общественных контролеров за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм незаконной. Однако есть случаи, когда от их деятельности пострадал бизнес. Вам приходилось разбирать такие истории?

— У меня были подобные кейсы, и оба проигрышные, к сожалению. В первом случае — одна крупная медицинская организация. К ней прикреплено более 4 тысяч человек. И в самом начале пандемии, то есть еще год назад, один из ее пациентов умер. Это был непростой пациент. Началось разбирательство и выяснение, что же произошло. Оказалось, что сама клиника ни при чем — пациент сам отказался от госпитализации и приема медикаментов.

Александр Каплан

Насколько я понял по той ситуации, тему будоражила санэпидслужба. Но было ли там прямое их участие или нет, я так и не понял.

В суде медицинская организация подтвердила, что к смерти пациента отношения не имеет

Показания давал врач, в суд предоставили огромное количество справок и документов. Тем не менее суд оштрафовал клинику и обязал ее приостановить свою деятельность на два месяца.

Руководство клиники дальше идти не захотело, потому что со стороны акимата этого делать якобы настоятельно не рекомендовали

Был риск получить приостановление деятельности на три месяца. А медицинской организации с огромным количеством обслуживаемого населения катастрофически нельзя допустить такого длительного простоя.

Второй случай более похож на то, что обсуждали в правительстве. Совсем недавно один из магазинов в одном крупном ТРЦ после посещения мониторинговой группы закрыли на 15 дней.

Должна была быть проверка СЭС, но по сути, это были сотрудники акимата. Со стороны магазина нарушений нет

Однако магазин обвинили в якобы большой очереди возле него, нарушении посетителями масочного режима и социальной дистанции. Мы говорили о том, что у магазина в принципе нет прав и рычагов воздействия на посетителей, неправильно надевших маски. Сам магазин обеспечил соблюдение дистанции и все остальные требования. Как можно вменять ему в вину толкучку?

Тем не менее приостановили деятельность и оштрафовали. Постаралась мониторинговая группа. Когда мы пришли в суд, во время процесса представитель СЭС сказал нам, что их там на месте вообще не было, а проверка была инициативой акимата.

«Рекомендовано» судить

— В какой сумме штрафы выписываются, и есть ли возможность их обжаловать? 

— Суммы штрафа для бизнеса относительно небольшие. По обеим компаниям это были 400-600 тысяч тенге. Но хуже всего приостановление деятельности, когда бизнес фактически перестает работать.

И все вынуждены соглашаться в суде с нарушением, чтобы получить лояльное наказание и отделаться только штрафом. Мы в том числе

Административная статья, по которой вели такие дела, предусматривает штраф в любом случае и дополнение в виде приостановления деятельности. Зная, как рассматривают такие дела наши адмсуды, мы готовы были взять на себя любую вину, лишь бы не приостановили деятельность бизнеса. И все равно ее приостановили.

По обеим компаниям мы обжаловали постановления в горсуде. И в обоих случаях получили отказ. По магазину так вообще докопаться было не до чего, и тем не менее он получил наказание по полной программе. Как мне потом кулуарно сказали,

сейчас есть некая комиссия, которая отслеживает такие случаи. И по всем административным делам, связанным с карантинными требованиями, судам «рекомендуют» приостанавливать деятельность

На мой взгляд, это какое-то давление на правосудие.

Правда с оттенками политики

— Поскольку уже государство признало эти мониторинговые группы вне закона, можно ли все эти решения о штрафах и приостановлении деятельности пересмотреть? Как это должно практически выглядеть?

— Можно подать заявление об обжаловании судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. И всем предпринимателям, которые заплатили штраф и чью деятельность приостанавливали, государство обязано возместить расходы. Это сами штрафы, расходы на помощь представителя — юриста или адвоката и понесенные убытки. Убытки в этой ситуации доказать сложно. Если только не взять в расчет среднемесячную доходность магазина или медцентра и высчитать по дням. Но мы все живем в Казахстане и прекрасно понимаем, что ничего этого на практике реализовать нельзя.

Сомневаюсь, что покривлю душой, если скажу, что мои доверители не пойдут на такое обжалование.

Потому что они прекрасно понимают: при крошечном шансе отстоять свои права есть риск разозлить акимат или СЭС. И тогда их задолбят проверками

С точки зрения правового государства должно быть так, как я сказал: признание судебных актов недействительными и возмещение убытков и расходов. Но это в теории. На практике в Казахстане этого не будет.

— Много ли таких кейсов у ваших коллег? Насколько массовый характер имеет такой государственный прессинг бизнеса?

— Достаточно распространенное явление, я бы сказал. Но больше всего шокирует даже не частота таких случаев, сколько политическая составляющая. Когда заранее известно, какое решение примут судебные органы, это нонсенс.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter