На пресс-конференции в Нур-Султане врачи раскрыли новые подробности резонансного дела об убийстве новорожденного в Атырауском областном перинатальном центре. Ранее трое медиков центра, включая главврача, получили длительные сроки заключения.
В апреле сторона защиты осужденных медиков подала апелляцию — 21 июня состоится рассмотрение дела. Сегодня на пресс-конференции адвокат двух фигурантов Нурлан Жолболов сообщил, что в суде они представят контраргументы, передает baigenews.kz. И один из них — это факт подмены трупа новорожденного, утверждает правозащитник.
«Одна из экспертиз по делу проведена с подмененным трупом, то есть экспертиза ребенка комиссионная вторичная (первичная, можно сказать, была в пользу врачей, потому что причина смерти была установлена — дыхательная недостаточность) сказала, что смерть ребенка наступила в результате того, что его положили в морозильную камеру. Но сторона защиты сейчас доказывает, что труп был подменен при эксгумации, был выкопан другой труп и, соответственно, экспертиза была проведена по другому трупу. (…) Есть веские основания полагать это. У нас и документальные, в том числе видео, фото, книга учета трупов, нумерация заключений, регистрации, и когда труп забрали на экспертизу. Следователь называет одно время, родители — другое», —
заявил адвокат.
Смерть младенца в морозильнике: врачам перинатального центра Атырау вынесли приговор
По его словам, суд первой инстанции проигнорировал эти доводы стороны защиты. Помимо вероятных доказательств подмены трупа младенца, Жолболова опирается на результаты экспертизы, которая подтвердила мертворожденность ребенка. К тому же адвокат уверен, что аудиозапись телефонного разговора между врачами, где они обсуждают способы замести следы убийства новорожденного, была смонтирована и искажает истинную версию.
Акушер-гинеколог, национальный эксперт Зоя Ан также выступила в защиту атырауских медиков. Врач утверждает, что суд не разобрался в подробностях произошедшего, а общественность заранее заклеймила фигурантов дела «убийцами в белых халатах», что, по ее мнению, повлияло на исход судебного процесса. Эксперт в деталях попыталась объяснить, почему младенец, из-за смерти которого посадили трех врачей, не имел шансов выжить. Она рассказала, что у матери ребенка проблемы начались еще до родов.
«Пациентка, назовем ее Нуржамал, встала на учет по беременности в одной из поликлиник Атырау. Все было проведено по стандартам, оговоренным в протоколе: в течение беременности ей пять раз проводилось ультразвуковое исследование, и в трех из пяти было обнаружено, что очень мало околоплодных вод, что на медицинском языке называется маловодием. Околоплодных вод было не более 50-30 процентов от нормы.
Данная проблема говорит о том, что были серьезные проблемы у плода. На сроке 24-25 недель у пациентки в домашних условиях появились жалобы на боли внизу живота, кровянистые выделения, в связи с чем она вызывает скорую и в экстренном порядке поступает в областной перинатальный центр. Здесь все также было сделано согласно протоколам и алгоритму: проведено обследование для того, чтобы более тщательно наблюдать за беременной и госпитализировать ее в родильный зал. В экстренном порядке проводят УЗИ и назначают лечение — сохраняющую терапию и медикаментозную подготовку для того, чтобы ускорить созревание легких. Тогда ее состояние улучшилось», —
рассказала акушер-гинеколог.
Через трое суток роженицу перевели из родзала в отделение патологии, где врачи продолжили наблюдать за ней, говорит Зоя Ан. Однако, несмотря на проведение сохраняющей терапии, у женщины начались преждевременные роды, а плод внутри перестал шевелиться, и его сердцебиение остановилось. Через два часа пациентка родила мертвого младенца, отметила эксперт.
«Факт мертворождения зафиксирован медицинской документацией, в том числе неонатологом, который был вызван для этого в родильный зал с соблюдением всех критериев живо-мертворождения, которые рекомендованы ВОЗ и приняты в нашей стране с 2006 года. Какие еще были проблемы у плода — когда отслаивалась плацента (или, говоря простым языком, детское место), оказалось, что она маленьких размеров. Толщина плаценты была практически на 50 процентов тоньше, чем это должно быть для данного срока беременности. Это означает, что плод испытывал недостатки питательных веществ и недостаток кислорода. В дальнейшем, когда проводились судебно-медицинские исследования, вскрытие, были выявлены многочисленные пороки развития внутренних органов. Была увеличена печень в 10 раз — при весе плода всего 800 граммов печень весила 200 граммов. Это примерно тоже самое, если при весе взрослого человека в 80 килограммов печень была бы 20 килограммов. То есть это состояние практически несовместимо с жизнью», —
рассказала врач.
Версия о том, что младенец после рождения шевелился, не может быть правдой, заявила Зоя Ан. По ее словам, санитарка, утверждавшая в суде, что видела, как ребенок после рождения шевелил руками и ногами, ошибается. Спикер посетовала, что суд вместо показаний экспертов поверил словам младшего медицинского персонала, который не компетентен в таких вопросах.
«Санитарка — это не медицинский работник. Она скорее всего не знает о том, что плод, рожденный в такие ранние сроки, категорически не может активно шевелить ни рукой, ни ногой. Но тем не менее суд учел ее показания. Второй момент, почему мертворожденный ребенок стал живорожденным: это экспертные заключения акушер-гинеколога и неонатолога, которые на основании показаний этой санитарки сделали вывод, что плод родился живым и жил в течение шести часов», —
сообщила эксперт.
Врач-неонатолог высшей категории Бектурган Карин считает, что суд поверхностно отнесся к решению судьбы атырауских медиков. Судья должен был назначить все необходимые экспертизы, чтобы выяснить, на самом ли деле ребенок родился живым, отметил он. По словам Карина, вопрос по поводу живо-мертворождения младенцев до сих пор вызывает горячие споры в медицинском сообществе. Для выяснения окончательного вердикта нужно проводить несколько углубленных исследований.
«Одним из признаков живорождения является гидростатическая проба. То есть кусочек ткани легкого проверяют: утопает или не утопает. Это признак того, что там был воздух или нет, ребенок дышал или нет. Или это на гистологическом исследовании выявляется, имеется ли воздух в легких. К сожалению, у нас происходит так, что мы ставим диагноз — ребенок родился мертворожденным, но патоморфологические исследования показывают обратное. В 2018 году глава Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Людмила Бюрабекова заявила, что примерно у 283 младенцев из всех мертворожденных имелись признаки живорождения, то есть гистологически подтверждено наличие воздуха в легких. И это дало повод врачам-неонатологам изучить международную медицинскую научную литературу. И, к сожалению, мы выяснили, что бывают такие случаи, когда в легких может быть воздух. Почему это происходит? Потому что на это могут повлиять различные факторы: условия хранения, условия транспортировки трупа, соблюдение правил проведения патоморфологического вскрытия, условия проведения гидростатической пробы и так далее. То есть во всем мире на данный момент нет ни одного убедительного метода доказать, ребенок родился живым или мертвым. Это можно выяснить, только сопоставляя все методы исследования, и только так выставить окончательный вердикт», —
рассказал спикер.
Бектурган Карин сообщил, что после скандала с врачами Атырауского перинатального центра многие акушеры-гинекологи приняли решение уйти из профессии. Сейчас, по его словам, в больницах острый дефицит врачей этой категории.
Напомним, главврача и сотрудников ОПЦ признали виновными по статье «Убийство несовершеннолетнего по предварительному сговору». Главному врачу Куанышу Нысанбаеву дали 18 лет заключения, акушер-гинекологу Аскару Кайржану — 16 лет, акушерке Джамиле Кульбатыровой — 15 лишения свободы. Еще двоих врачей больницы приговорили к условным срокам за недонесение.