Первый заместитель руководителя Администрации президента Даурен Абаев выступил на международно-практической конференции «Улуг Улус-Золотая Орда: истоки, история и наследие», которая прошла в Нур-Султане.
Даурен Абаев подчеркнул, что без всякого преувеличения можно утверждать, что Золотая Орда – это колыбель истории нашей государственности.
Ниже полный текст речи первого заместителя Администрации президента:
«Именно поэтому по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева 2019-2020-й годы прошли под знаком 750-летия Золотой Орды. Мы предстали ее наследниками перед лицом всего мира, и тем самым положили начало восстановлению исторической справедливости.
Но при этом необходимо помнить важное кредо, озвученное Главой государства: «историей должны заниматься историки, а не политики».
Упоение собственным величием, смешивание истории с мифами, романтизация страниц нашего прошлого – это тупиковый и бесполезный путь. Нет, мы должны скрупулезно изучать историю в отрыве от конъюнктуры, закрашивать ее белые пятна, проводить тщательную деконструкцию судьбоносных событий.
Во многом с этой целью по поручению Президента создается «Научный институт изучения Улуса Джучи» при Министерстве образования и науки.
Название института говорит само за себя: мы воспринимаем исторический этап от проведения Таласского курултая 1269 года до гибели Кенесары как единое непрерывное целое.
Если представить, что история народа – это большая книга, то в ней всегда есть важная глава, без которой все остальное содержание теряет свой смысл.
В нашей истории такая глава – это Золотая Орда. Великая империя, Степной Рим, породивший блистательную культуру и ставший домом для многих народов, говоривших на разных языках и исповедовавших разные религии.
В годы ее расцвета формировался этногенетический портрет казахов.
И сегодня мы каждый день видим вокруг себя ордынскую символику. Название нашей национальной валюты происходит от золотоордынского «данг».
Резиденция Главы государства именуется ровно также, как и ставка золотоордынских и казахских правителей от Бату до Абылай-хана.
От ханов Берке и Узбека мы унаследовали наш традиционный ханафитский мазхаб суннизма с его рациональным подходом и толерантностью.
А наша новая столица – город Нур-Султан – воплотил в себе ордынскую традицию строительства прекрасных городов посреди Великой степи.
Так, город Сарайшык был духовной столицей Улуса Джучи, Ногайской орды и раннего Казахского ханства. В нынешней Кызылординской области существовали такие города как Янгикент, Дженд, Барчкенд, в Туркестанской области – Сыгнак, Сайрам, Яссы, Сузак.
Золотоордынские города существовали и на севере Казахстана. Об этом свидетельствуют недавние находки в городище Кызыл-оба в Северо-Казахстанской области.
Таким образом, наши прямые предки не были исключительно «кочевым» народом без четких границ на карте – напротив, они были имперским народом-державником, сумевшим совместить преимущества кочевой и оседло-городской цивилизаций своей эпохи.
Позволю себе заметить, что в этом ключе история наших взаимоотношений с соседней Россией намного длиннее, чем нам говорили советские учебники. Они начались, как минимум, в далеком XIII столетии под гигантским «зонтиком» имперской государственности Улуса Джучи.
Но Золотая Орда – это не только о прошлом. Золотая Орда – это, прежде всего, о нашем настоящем и грядущем.
К вековым ордынским традициям восходят те принципы и идеалы, которые сегодня объединяют наше общество, и те ориентиры, к которым мы стремимся в будущем.
Исторический опыт Улуг Улуса неопровержимо свидетельствует: в реалиях континентальной Евразии, с ее суровым климатом и огромными пространствами, государство успешно только в виде централизованной державы с сильной «вертикалью власти».
Именно это ключевое условие обеспечило блистательный «Золотой век» Улуса Джучи.
Одной из главных особенностей ордынского общества и государства было выдвижение людей в элиту на основе личных качеств.
В качестве ярчайшего примера служит образ Едиге – простого человека, который сумел стать сначала батыром, потом бием, а затем могущественным беклярбеком Золотой Орды.
И сегодня наше государство стремится к воплощению в жизнь того же основополагающего принципа меритократии, без которого невозможны модернизация и развитие.
Из истории мы знаем, что в Золотой Орде была создана эффективная система госуправления и логистики. Классические примеры – ямская служба, впоследствии унаследованная Россией и просуществовавшая еще несколько столетий.
Другой пример – налаженная работа гражданской администрации, которая называлась «даруга».
Широко известно, что в период правления ханов Узбека и Джанибека в Золотую Орду съезжались ученые из многих стран.
Строились многочисленные медресе, в которых преподавалось не только богословие, но также математика, медицина и другие науки.
Возникнув как большое имперское государство в самом центре Евразии, Золотая Орда с самого начала объединила под одной крышей народы, отличавшиеся языком, верой и традициями.
Их сосуществование на протяжении двух столетий явило собой редчайший для средневековья пример культуры диалога, взаимного обогащения и уважения к иному.
Именно этот ордынский принцип воплощен в казахстанской модели регулирования межэтнического и межконфессионального взаимодействия, построения единой гражданской нации, в которой единство не тождественно единообразию.
Золотая Орда выступала мостом между Востоком и Западом, располагаясь на северном маршруте Великого Шелкового пути, и обеспечивая межцивилизационный диалог в самом широком смысле слова – обмен не только материальными ценностями, но также идеями и инновациями.
Обращаясь к истории, именно в политике Золотой Орды мы видим прообраз проекта «Большой Евразии», презентованного Первым Президентом Казахстана – Елбасы с трибуны Генассамблеи ООН.
Несмотря на жесткий принцип централизма в госуправлении, Золотая Орда никогда не была классической «восточной деспотией».
Цемент общества составлял не страх перед всесильной властью, а та незримая духовная субстанция, которая по-казахски называется «имандылық».
Именно имандылық, вечные духовные ценности, а не «социальные рейтинги», по сей день являются тем фундаментом социальной ответственности, на котором держится наше общество.