Отчет перед парламентом по исполнению республиканского бюджета за 2020 год принесет немало сюрпризов.
На сайте премьер-министра появилась информация, что с 2010 года в Казахстане открыто 130 новых машиностроительных заводов, которые выпускают 167 моделей 22 мировых брендов.
Не менее любопытна информация и о том, что уровень локализации автопрома составляет 33%, а по отдельным моделям и вовсе более 50%. Это означает, что сборка автомобилей идет как минимум из трети деталей казахстанского производства.
Общественный деятель Санжар Бокаев этой статистике удивился. И привел в пример таких «отстающих» от Казахстана автогигантов, как Япония (14 брендов автомобилей) и Германия (15 брендов). Оказывается, нам есть чему поучить этих «аутсайдеров» авторынка.
Политолог Данияр Ашимбаев говорит, что Казахстан действительно кое в чем преуспел — выдавать желаемое за действительное.
— Данияр, следует ли верить цифрам по автопрому, опубликованных правительством? Не выглядят ли они гигантоманией?
— Цифры основываются на статистике, которая построена по своей методике. У нас к машиностроению, если мне память не изменяет, относятся и станции техобслуживания транспорта. Хотя в нормальном понимании под машиностроением понимаются крупные предприятия, а не все подряд. Поэтому то, что у нас называется машиностроительным заводом, на самом деле имеет широкий диапазон понимания. То же самое, когда речь идет о количестве производимых машин.
Наша статистика всегда строится на показателях супермегарекордов
А сейчас подходит срок исполнения правительством президентского поручения по вакцинации, которая трещит по швам. Кроме того, скоро в парламенте рассмотрят отчет правительства и Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета 2020 года. Поэтому сейчас завал с проектами, и нужно срочно показывать большие успехи.
— Но ведь если заводы есть, то они есть, их же не спрячешь…
— На самом деле у нас в рамках программы индустриализации действительно было построено немало объектов. Какие-то из них работают, какие-то остановились. Статистика наша в данном случае очень лукавая.
Данные по экономическому росту, которые недавно озвучило правительство, говорят о наличии этого самого роста. А за счет чего?
В пример приводят строительный сектор. Но
объем введенных квадратных метров, их качество и количество проданного жилья — вещи разные. Миллионы пустующих квадратных метров особую погоду не делают
Есть таможенная статистика, которая к реальному производству несырьевых отраслей Казахстана особого отношения не имеет. Согласно этой статистике, мы вывозим и мобильные телефоны, и самолеты, которые не производим. Речь идет о перепродаже товаров между фирмами. Имеют ли эти цифры отношение к реальному росту экономики? Каждый озвученный показатель надо разбирать более тщательно.
— Президент неоднократно ругал нашу политику в области труда. В Казахстане не создается устойчивых рабочих мест. И ответа на президентскую критику не прозвучало. А устойчивые рабочие места — это системообразующие предприятия по производству на внутренний рынок и на экспорт.
И когда говорят о 150 созданных предприятий, которые стабильно работают и дали работу десяткам тысяч людей, было бы неплохо эти цифры закрепить конкретными примерами
Когда запускали первую пятилетку Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) на 2010-2015 годы, был единый центр с единой методикой, статучетом и контролем. К концу пятилетки эта ПФИИР разъехалась на ПФИИР-2, ПФИИР-3 и программу инфраструктурного развития «Нурлы жол». Все запуталось окончательно.
Теперь непонятно, какая программа приоритетнее и чьи показатели учитываются. То есть тот первичный задел в итоге размазался в непонятных цифрах. Поэтому и оценить эффективность этих программ стало сложно.
Есть программа «Экономика простых вещей». Как она связана с той же ПФИИР? Чтобы понять реальный результат, надо копаться с каждой конкретной цифрой. И каждый правительственный доклад разбирать по кусочкам. Точно также, как и сообщения о данных статистики.
Несырьевой экспорт — важнейший показатель индустриализации — измеряется в Казахстане в долларах и в процентах. А это та вещь, которую всем хотелось бы оценить в штуках
Почему бы не раскрыть информацию, сколько экспортировали станков, вентиляторов, аккумуляторов, трансформаторов? Доллары и проценты — очень лукавый показатель. Поэтому когда говорят, что Казахстан производит 167 видов машин, надо бы сказать — каких именно и в каком количестве. На такие вопросы правительство отвечать очень не любит.
— А ведь проектов по производству казахстанских автомобилей было много?
— Ну это отверточные производства, которые долгое время все старательно ругали. Есть какая-то промышленная политика в стране, что-то действительно работает, но в цифрах мы тонем.
Когда-то давно любили говорить, что Казахстан — рекордсмен Центральной Азии по привлеченным иностранным инвестициям. Но привлеченные инвестиции — это и кредитные линии, и продажа активов. Понятие очень широкое. А мы знаем, что по многим кредитным линиям деньги из точки А не прибыли в точку Б. Сколько было скандалов, что бюджет рассчитывается за массу кредитных линий.
В итоге получается,
что за фразой «Казахстан — рекордсмен по привлечению иностранных инвестиций» стоит не менее лукавое выражение «Казахстан — один из чемпионов по растущему внешнему долгу»
То есть за каждым красивым заявлением стоит лукавая статистика и манипуляции фактами.
Возможно, действительно и есть этот автопром, которым хвалится правительство. Но без конкретики верится слабо.
Даже детские игрушки с надписью «Жол полициясы» и те имеют надпись Made in China