Население привыкло к мошенническим звонкам от «службы безопасности банка», поэтому злоумышленники ищут новые сценарии, пишет РБК.
Телефонные мошенники в апреле 2021 поменяли схему. Резко увеличилось число звонков банковским клиентам под видом представителей правоохранительных органов, государственных структур, а также финансовых регуляторов.
Согласно данным приложения, определяющего неизвестные номера (Kaspersky Who Calls), число таких звонков в апреле по сравнению с декабрем 2020 — февралем 2021 года выросло в четыре раза.
В 2020 году, в том числе в апреле, такая тенденция не прослеживалась, подобных случаев было не так много, говорит аналитик Kaspersky Who Calls Виталий Воробьев:
— Пик такой активности пришелся на конец марта и начало апреля. В мае сохраняется высокий уровень мошеннической активности. Чаще всего пользователи отмечали, что злоумышленники представлялись сотрудниками МВД, полиции, следователями, а также работниками Центрального банка.
https://365info.kz/2021/05/zoloto-natsbanka-prodazhi-slitkov-vyrosli-vdvoe
Воробьев отмечает, что в разговоре с клиентами мошенники, притворяющиеся сотрудниками госструктур, используют соответствующие термины и предупреждают об ответственности, например, в случае отказа сотрудничать. Также они стараются придерживаться официального тона и бывают напористы, чтобы заставить человека принять решение быстро и на эмоциях, добавил эксперт.
В компании по безопасности в цифровом пространстве BI.ZONE начали фиксировать рост количества жалоб на подобные звонки с июля прошлого года.
— С тех пор звонки от якобы сотрудников полиции показывали планомерный рост, пика их число достигло в апреле, — говорит Евгений Волошин, директор блока экспертных сервисов. — Вероятно, мошенники стали замечать, что звонки от лица службы безопасности уже не вызывают доверия. При этом со звонками от правоохранительных органов население сталкивается нечасто — как с реальными, так и с мошенническими. Кроме того, многие начинают волноваться, если им звонят из полиции, что играет на руку сценарию злоумышленников.
Учитывая, что мошеннические схемы после апробации в России, как правило, приходят в Казахстан, возникает закономерный вопрос: готовы ли отечественные госструктуры встретить новую волну телефонного мошенничества во всеоружии?
Прошлогодний бум звонков от «службы безопасности банка» показал, что вопрос финансовой безопасности — личное дело каждого. Ни государства, ни тем более коммерческих банков он не касается. Никаких мер противодействия мошенникам не предпринималось и пока не предпринимается. Единственное, это профилактические сообщения в стиле «Как распознать мошенника и не дать себя обмануть».
Не нужно делать из судей начальников — адвокат о судебной реформе
Тем временем в России идет активная работа в этом направлении. Так, в первом квартале 2021 года Центробанк инициировал блокировку более 6 тыс. мошеннических телефонных номеров. За аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 4,5 тыс.
Кроме того, МВД России анонсировало запуск мобильного сервиса для борьбы с телефонным мошенничеством. Сервис получит название «Антимошенник» и будет внедрен в мобильное приложение МВД. Он будет оповещать пользователя о том, что ему звонят или пишут СМС с номера, который ранее использовался для совершения противоправных действий. Сервис планируется запустить к концу года.
К повышению финансовой безопасности своих клиентов подключились и коммерческие банки. В конце 2020 года совместно с сотовыми операторами они начали запускать платформы по борьбе с подменой телефонных номеров злоумышленниками.
Такие платформы осуществляют обмен данными между банком и мобильными операторами в режиме реального времени для выявления подозрительных звонков. В случае обнаружения мошеннических номеров банк может приостановить нехарактерные для клиента операции по карте после подозрительного звонка до выяснения обстоятельств.