Расчет суммы прожиточного минимума необъективен, поэтому и бедных в стране больше, чем «рисует» статистика.
По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, доля населения Казахстана, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, за 2020 год составила 5,3%. А самые низкие оклады за первый квартал 2021 года были в Северо-Казахстанской области. Там доля населения, получающая минимальную зарплату, составила 6,7%.
На втором месте Жамбылская область с долей 5,8%, что немного опережает показатели Мангыстауской области (5,7%). За ними следует Шымкент, где доля самых низких окладов составляет 5%.
Политолог Расул Жумалы объясняет, что показатели по низкой зарплате в ряде регионов объясняются совокупностью факторов.
— Это может быть связано и с действиями акимов и чиновников. Но в первую очередь вопрос в состоянии социально-экономического развития в самих регионах. У нас есть регионы сравнительно богатые и сравнительно бедные.
Есть так называемые регионы-доноры, которые зарабатывают больше, чем тратят. Это нефтяные регионы. А есть дотационные, которые зарабатывают меньше, чем им необходимо для жизни
Это северные области, Восточный Казахстан, Жамбылская область и так далее. Им в помощь из республиканского бюджета выделяются средства. Но все равно остаются и нехватка рабочих мест, и недостаточность социальных выплат и оплаты труда. Это отражается в том числе и на самочувствии граждан, — говорит политолог.
Между тем, как отмечает Расул Жумалы, бедность населения можно оценивать по-разному.
— Экономисты, социологи и другие эксперты говорят о том, что базовые критерии оценки бедности у нас сильно занижены.
Прожиточный минимум сейчас составляет 34 тысячи тенге. По подсчетам официальных экономистов, предполагается, что на эту сумму человек может как-то протянуть один месяц.
А ведь прожиточный минимум предполагает не только питание, но еще и коммунальные расходы, траты на лекарства и расходы на передвижение
А если у человека доход выше этой суммы, официально считается, что он не бедный. Все это делается, чтобы на цифрах показатели были ниже, чем на самом деле, — утверждает Жумалы.
С ним солидарен и Серикжан Берешев, профессор и директор Казахского НИИ труда. По его словам, оценка уровня бедности на основании прожиточного минимума не всегда объективна.
— Потому что в разных странах он разный.
Даже в России он вдвое выше, чем в Казахстане, и составляет 11 653 рубля. Но мы ведь не можем утверждать, что в России цены вдвое выше
А в США или Великобритании прожиточный минимум попросту несравним с нашим, и состав корзины там другой. Поэтому думаю, нам надо совершенствовать методику прожиточного минимума и нормально считать. Есть вариант — по доле населения, потребляющего товары в сутки на сумму — меньше $5,5 на человека. Это более объективный расчет, — считает он.
И предполагает, что доходы на севере Казахстана ниже, чем на юге, потому что там меньше рождаемость, люди получают меньше пособий. А пособия тоже относятся к доходам. А в общем обеднение населения страны связано с растущей инфляцией.