Как вышло, что эмигрантка, покорившая французский бомонд, почти неизвестна на своей исторической родине?
С 1949 года все известные печатные издания Франции, Англии, США, Бразилии, Японии и даже Австралии пестрили фотографиями и заметками о грациозной модели китайского происхождения Алле Ильчун. Именно она стала музой для начинающего в то время французского модельера Кристиана Диора.
Журналист издания Women’s Wear Daily в 1963 году писал: «Аллу встретили овацией. Ее таинственная аура задала тон всему показу. Она меня так очаровала, что я едва не слетел со стула».
В одних источниках о родителях девушки писали, что ее мать китаянка, а отец русский; в других, что отец китаец, а мать русская. Кто-то называл ее харбинкой, а кто-то маньчжуркой.
В официальных документах Алла Ильчун действительно была записана как китайская подданная. Французское гражданство ей удалось получить только в 1967 году.
Однако к концу своей жизни Алла все-таки призналась в интервью известному российскому искусствоведу Александру Васильеву, что ее отец — сын казахского бая, родился в Алма-Ате, а мать — уроженка Петербурга, по происхождению русская.
Позже аналогичную информацию модель передала еще одному французскому биографу-журналисту, который затронул эту тему в своей книге о красоте и моде.
Французский журнал L’officiel по случаю 70-летия Дома моды DIOR также признал этот факт, напечатав краткую заметку о музе известного кутюрье: «Мать Аллы — русская, а отец — казах».
Многое из биографии Аллы Ильчун пока остается нераскрытым. Однако найдены сведения, подтверждающие, что ее отец Жуанхан (из других источников — Хуанхал) родился в 1897 году в семье зажиточного казахского бая. Получил образование инженера и в середине 20-х годов прошлого столетия был командирован на строительство железной дороги в Харбин. Там он встретил юную красавицу русского происхождения Тамару, в которую влюбился. Несмотря на 13-летнюю разницу в возрасте, Жуанхан покорил сердце 16-летней Тамары и вскоре женился на ней. У пары родилась дочь Алла.
Через несколько лет в Маньчжурии произошла японская интервенция. В 1935 году Жуанхан решил перевезти свою семью по железной дороге в Шанхай. В это время в перестрелке погибла родная сестра Тамары, но Жуанхан успел посадить жену и дочь на норвежский корабль, отплывающий во Францию. Это произошло в 1936 году, ровно за год до того, как японцы ввели запрет на отход кораблей из Шанхая.
Дальнейшая судьба Жуанхана до сих пор неизвестна. Существует предположение, что в период с 1936 по 1937 год он был схвачен и уничтожен большевиками из-за своей принадлежности к богатому роду. По другой версии Жуанхан пал жертвой ГУЛАГа в Караганде.
Прибыв во Францию, Тамара долгое время не могла устроиться на работу, ее шанхайский диплом дантиста здесь не принимали. Однако, вспомнив, что когда-то профессионально увлекалась пением, она поступила в парижскую консерваторию и успешно ее окончила.
Также имеются сведения, что Тамара вышла замуж во второй раз.
После войны Алла Ильчун устроилась работать посудомойщицей в один из парижских ресторанов. В то же самое время еще малоизвестный модельер Кристиан Диор только начинал устраивать показы своих модных коллекций для «высшего сообщества».
Алла, сопровождавшая подругу на показ молодого кутюрье, попала в поле его зрения. Восхищенный ее грацией и тонкой талией (47 см), Диор пригласил девушку участвовать в дефиле, и уже вскоре она стала одной из его главных муз.
Модельер восхищался Аллой на протяжении всей жизни, прощая ей любые шалости и закрывая глаза на ее непростой характер.
Уникальность Аллы состояла еще и в том, что она свободно владела шестью языками (английским, французским, немецким, итальянским, испанским, русским) и могла не просто демонстрировать одежду, а еще и подробно рассказывать о ее крое, пошиве и разных модных тенденциях.
Позже благодаря ей в Европе появилась тенденция рисовать стрелки на глазах, что сделало ее прародительницей «кошачьих глаз».
С Кристианом Диором «восточная жемчужина» (как называли ее современники) проработала бок о бок на протяжении 20 лет, а после его смерти еще десятилетие провела на подиуме в нарядах от Ив Сен-Лорана.