Пандемия коронавируса внесла коррективы во все сферы жизни, включая работу суда. И здесь нашелся определенный плюс — ускорилась цифровизация судебной сферы.
О том, как в Казахстане происходит внедрение цифровых технологий в судебную практику и какой видится судебная система будущего, рассказали в Верховном суде республики.
Первое направление модернизации — создание так называемого «Электронного зала судебных заседаний». Этот проект подразумевает внедрение мобильных видеоконференций, развитие системы АВФ, а также установку терминалов самообслуживания в залах судебных заседаний и оборудование специальных помещений, зовущихся «тайными комнатами» для допроса, например, несовершеннолетних свидетелей. Кроме очевидной пользы, судебные заседания станут доступнее для людей с особыми потребностями.
Также создаются условия для безбумажного ведения судебных дел, сокращаются сроки проведения судебных заседаний, повышается эффективность секретарей судебных заседаний. Сокращается количество потерянного времени работающего населения до 964 391 часов, а бюджет сохраняет более 932 млн тенге ежегодно за счет экономии времени.
Второй проект — «е-СОТ в судопроизводстве». Здесь подразумевается широкий спектр электронно-цифровых инструментов работы. Так, расширяются возможности судебных актов через «mobile-Төрелік». Модернизируется автоматическая система распределения дел, упрощается интерфейс АИАС «Торелик», углубляется интеграция с базами данных страны, внедряются инструменты искусственного интеллекта, происходит переход на блокчейн-технологии. Попутно запускаются проекты электронного обучения для судей и судебного персонала.
Это дает:
Более того, внедрение механизмов искусственного интеллекта дает еще ряд существенных преимуществ:
Что все это значит для простых граждан? Программа «е-СОТ для населения» подразумевает создание единого портала судебных органов, удобный сервис проверки легитимности судебных актов, реализацию подачи исковых заявлений в виде структурированного набора данных, беспрепятственную онлайн-трансляцию судебных заседаний и доступ к статистической информации о деятельности Верховного суда Республики Казахстан.
Кроме того, будет упрощен интерфейс сервиса «Судебный кабинет». Внедряется практика онлайн прений, сервис проверки о наличии судебных дел и прочее. Также происходит деперсонализация судебных актов. Другой интересный сервис — прогноз исхода дела на основе алгоритмов искусственного интеллекта. И, конечно же, удобная система уведомлений и напоминаний.
Предполагается и расширение использование института медиации. Станет возможным предоставление для граждан информации по возможным способам досудебного регулирования на Едином портале судебных органов. Это приведет к популяризации медиативных процедур и снижению нагрузки на судебные органы РК.
Концептуально новая модель управления ИТ и ИБ включает в себя: