В Казахстане уже функционируют несколько специализированных судов в разных сферах. Создание отдельного суда по трудовым вопросам бюджету страны может влететь «в копеечку». Преимущество реализации этой идеи — более профессиональный подход в решении трудовых споров.
В Казахстане предлагают создать специализированный трудовой суд. По мнению председателя Федерации профсоюзов РК Сатыбалды Даулеталина, это позволит эффективнее защищать права трудящихся. Такая практика существует за рубежом.
Однако по мнению юриста Сергея Уткина, создавать отдельные специализированные суды для трудовых споров нет необходимости.
— У нас же много специализаций, так что, теперь под каждую отдельный суд создавать? На мой взгляд, это не очень разумно. И
по какому принципу это делать? Один в каждом районе или один в области?
От района до района расстояние может быть в сотни километров. Я не очень понимаю саму идею: ее же как-то надо продумывать, просчитывать. Чем такой специализированный суд будет лучше обычного районного? В чем принципиальная разница?
Так что обоснованности этому решению я не вижу. Или мы боимся, что судьи в обычных судах полностью аффилированы с работодателем? Если решение предлагается с ориентиром на опыт европейских стран, надо учитывать расстояния. А у нас в стране, в отличие от Европы, они огромные. Не все же время суды, как сейчас, будут проходить онлайн — пандемия же когда-то закончится.
Создавать сотни трудовых судов — это какая-то утопия. А если их будет пару на область, людям будет неудобно ездить, учитывая, что трудовых вопросов рассматривается немало
К тому же сколько надо выделить на это дополнительных средств из бюджета: на здания, дополнительных судей и так далее? — отмечает Уткин.
Между тем под отдельные сферы в Казахстане уже созданы и продолжают создаваться специализированные суды. Так, по словам Уткина,
с 1 июля 2020 года в Казахстане будут созданы отдельные административные суды
Там будут рассматриваться правоотношения между гражданами и государством. Конкретно — все вопросы, связанные с оспариванием гражданами каких-то решений государства.
— У нас сложилось так, что обычные суды чувствуют себя частью государственной власти. Поэтому выступать не на стороне государства у них не очень получается. С этим и связано решение о создании специализированных административных судов. Хотя тоже непонятно, насколько там в нашей системе будут независимые судьи.
Надо, чтобы работать туда пришли не уже действующие судьи или бывшие полицейские и прокуроры, а относительно независимые юристы, которые будут судить более справедливо,
чем в обычных судах.
Еще примеры: экономические, специализированные уголовные и ювенальные суды, которые уже существуют в Казахстане. В области их по одному-два, и этого достаточно. Потому что, к примеру,
по несовершеннолетним процессов не так много, поэтому на Алматинскую область приходится два ювенальных суда — один в Талдыкоргане, второй в Каскелене
Какие-то районы области относятся к одному, какие-то — к другому. И наверное правильно, что несовершеннолетними занимаются отдельные судьи, которые учитывают разные психологические нюансы в этих вопросах, — поясняет юрист.
Иное мнение касательно создания специализированных трудовых судов в Казахстане выражает профессор и директор Казахского НИИ труда Серикжан Берешев. Он считает, что они нужны. Часто случается, что
в обычных судах трудовые вопросы рассматриваются очень долго. В трудовых судах все будет происходить намного быстрее
— Общегражданские судьи, которые занимаются гражданскими делами, многими нюансами не владеют и в вопросах трудовых отношений вынуждены постоянно обращаться к профильным экспертам или специализированной литературе. А
в специализированных судах споры будут решать профессионалы, непосредственно занимающиеся трудовым правом
Такие суды есть в Германии. И как показывает практика, более 90% решений в них выносятся в пользу работников. Касательно того, сколько таких судов создавать у нас, надо смотреть по общему количеству исков по трудовым вопросам в тех или иных регионах. Если 30-40%, надо создавать районные трудовые суды, в отдельных случаях делать областные, — считает Берешев.
Сегодня в Казахстане, как и во многих других развитых и развивающихся странах, вопросами трудовых отношений занимаются профсоюзные организации. Однако, по мнению Берешева, им не хватает профессионализма.
— В развитых странах представители профсоюзов — это, как правило, наемные высококвалифицированные юристы и экономисты
У нас же чаще всего профсоюзы представлены самими работниками предприятий. И они зачастую недостаточно подготовлены, чтобы защищать свои права. К примеру, многие убеждены, что положения об оплате труда на предприятиях разрабатывает исключительно работодатель.
А по закону положение об оплате труда может разрабатываться или в трудовом, или в коллективном договоре. И только в крайнем случае — актом работодателя. То есть по большому счету
сообща, вместе с работодателем, профсоюзы должны разрабатывать вопросы оплаты. И они должны требовать, чтобы у них была такая возможность
К сожалению, не все профсоюзные деятели владеют этими и другими нюансами. И это препятствует их эффективной работе, — считает профессор.
Сергей Уткин убежден, что учитывая авторитарную модель государства и неразвитость гражданских институтов, любая вольность со стороны всяческих объединений пресекается на корню. Это касается и профсоюзов, у которых абсолютно нет независимости. Поэтому и пользы от них немного.
— Если у работников возникают проблемы, они больше апеллируют к государству.
Забастовки устраиваются, чтобы привлечь внимание высокопоставленных чиновников и вызвать резонанс
То есть когда нарушаются права работника, процесс решается не внутри компании, а выплывает наружу. У нас профсоюзы силы не имеют, — заключает юрист.