Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Ключевой год для энергетической политики Казахстана

192
фото: fxmag.ru

Технический комитет ОПЕК+ ухудшил прогноз мирового спроса на «черное золото» на 0,2 млн баррелей в сутки, что могло послужить достаточным основанием для сохранения тактики ненаращивания.

Однако Саудовская Аравия неожиданно изменила свое мнение и перестала настаивать на сохранении жестких квот. Итогом министерской встречи ОПЕК+ стало решение увеличить добычу в ближайшие три месяца на 2 млн баррелей в сутки, или примерно 2% мирового потребления.

Участники сделки согласовали наращивание производства по 350 тыс. баррелей в сутки в мае и июне и на 441 тыс. баррелей в сутки в июле. Более того, Эр-Рияд поэтапно свернет свое добровольное сокращение добычи, увеличив производство на 250 тыс. баррелей в сутки в мае, 300 тыс. баррелей в сутки в июне и 400 тыс. баррелей в сутки в июле.

Наличных денег не хватает — почему молчит Нацбанк?

Для нефтегазовой индустрии подобный маневр может оказаться ключевой развилкой. Сам факт перехода политики ОПЕК+ к проактивным мерам формирования энергетической повестки говорит о появлении уверенности в стабильности рынка.

Фактически России удалось убедить Саудовскую Аравию в том, что шестимесячный период удерживания квот достиг своей цели – снизил излишки нефтяных запасов в мировых хранилищах. По мнению российской стороны, уже в ближайшие месяцы нефтяные запасы вернутся к соответствию средних значений в 2016-2019 гг.

Энергетический рынок отреагировал крайне оптимистично на сообщение о смягчении ограничений. Цена на нефтяные фьючерсы поднялись на 3% и достигли $65 за баррель нефти марки Brent.

С одной стороны, решение ОПЕК+ внесло элемент определенности для нефтяных трейдеров на ближайшие несколько месяцев. С другой стороны,

потребность в углеводородах напрямую зависит от эпидемиологической ситуации в мире,

которая пока не позволяет в полной мере восстановиться экономической активности.

 «Зеленая» углеродная экономика

Примечательно, что на министерской встрече ОПЕК+ были затронуты вопросы развития нефтегазовой отрасли на более отдаленную перспективу. Понимая, что тренд на «зеленый» энергетический переход продолжает набирать обороты, страны-экспортеры пытаются разработать стратегию, при которой удалось бы сохранить углеводородную экономику.

В частности, Эр-Рияд объявил о запуске инициатив «Зеленая Саудовская Аравия» и «Зеленый Ближний Восток», направленных на защиту окружающей среды, в том числе за счет увеличения выработки энергии из ВИЭ.

Проблема Балхаша: нужен ли Казахстану второй Арал?

Однако при этом в планы производителей нефти не входит полный отказ от ископаемого топлива. Фактически члены ОПЕК+ рассчитывают, что при должном уровне технической модернизации нефтегазовая промышленность может стать частью решения проблемы изменения климата.

Так, для борьбы с выбросами парниковых газов предлагается перейти на «циркулярную углеродную экономику», которая должна перестроить всю производственную модель добычи топлива и устранить негативное влияние на окружающую среду.

Очевидно, что магистральный тренд на «озеленение» нефтедобывающего комплекса окажется максимально ресурсозатратным. Не каждая страна-экспортер сможет в полной мере реализовать шаги по трансформации индустрии, тем более когда экономические последствия энергетического кризиса усугубляются пандемией COVID-2019.

Однако выбора у нефтедобывающих стран практически не остается. Жизнеспособность нефтегазовой отрасли будет зависеть от стратегических решений, принимать которые потребуется уже в самом ближайшем будущем.

Именно поэтому

для Казахстана как нетто-экспортера нефти ключевое значение имеет скорейшая разработка и принятие Концепции низкоуглеродного развития до 2050 года

Автор: Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter