Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
450
-0.49
EUR
487
-1.57
RUB
4.86
0.00

Депутат А. Скакова: казахстанская наука нуждается в государственной поддержке

303
Фото: Ж. Куспанов

— В своем послании народу президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Нам необходим отдельный программный документ по научно-технологическому развитию страны. Его первостепенной задачей станет привлечение науки для решения прикладных проблем национального уровня, — цитирует депутата пресс-служба мажилиса.

По мнению членов Народной партии Казахстана, для достижения всех этих целей наука важна и нужна, но в настоящее время она нуждается в решении ее собственных проблем. Кризис коснулся всех базовых факторов науки: научных кадров, исследовательской базы, модели управления и финансирования отрасли.

Мажилисмены выделили ряд важных факторов, которые повлияли на упадок уровня и потенциала казахстанской науки.

В первую очередь, депутаты связывают это с недооценкой главного в науке – наших ученых. Так, по официальным данным Национального бюро статистики, Министерства образования и науки и Фонда науки, сокращение числа научных организаций привело к сокращению исследователей. Численность научных исследователей в государственных НИИ сократилась с 12 660 человек в 2015 году до 9 533 человек в 2019 году (на 24,7%).

По словам Айжан Скаковой, за последние десять лет заметно ухудшились и качество научной квалификации ученых. Из общего числа задействованных в научных разработках специалистов-исследователей по республике с 2015 года по 2019 год на 82% уменьшилось число докторов наук — старшего поколения ученых. Из них только по направлению «инженерные разработки и технологии» число докторов наук сократилось на 88%. Из 10 докторов наук по факту остался 1!

При этом депутат отметила низкую заработную плату научных работников, которая начисляется согласно постановлению правительства «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» №1193 от 31.12.2015 года.

Мажилисмен подчеркнула, что в зависимости от стажа в среднем заработная плата доктора наук составляет 166,6 тыс. тенге, научного сотрудника – 93,9 тыс. тенге, лаборанта/докторанта – 84 тыс. тенге, магистра – 77,3 тыс. тенге, бакалавра – 75,6 тыс. тенге. Для сравнения, средняя зарплата по Казахстану за 2020 год составила 209,8 тыс. тенге, уточнила депутат.

Говоря об этом, Айжан Скакова пояснила, что важной частью заработной платы ученого служит грант, если таковой имеется и не сокращен в расходах. Но зачастую руководитель гранта ограничивает себя в оплате труда, чтобы сохранить научную группу и выполнить исследование. Также, как и базовое финансирование, грантовое финансирование не покрывает покупку оборудования для исследовательских целей. Отдельных конкурсов и выделенных финансовых средств в целях его приобретения крайне недостаточно.

— Таким образом, сегодня ученый имеет низкую зарплату, зависит от наличия гранта, не уверен в завтрашнем дне, — заявила она, отметив, что от ученых все время требуют повышения наукометрических показателей. При этом казахстанские ученые демонстрируют высокую публикационную активность и у них неплохие показатели.

Депутат сообщила также, что к конкурсам допускаются лишь те, у кого есть соответствующие публикации и материально-техническое оснащение, иначе проект научно-исследовательской работы не будет профинансирован. С учетом несовершенства рабочих условий (в первую очередь отсутствия современного лабораторного оборудования) и высоких требований ученые кооперируются с зарубежными коллегами, таким образом, у нас большинство публикаций выполнены в соавторстве и в коллаборации.

Подчеркнув значение людей науки, которые играет огромную роль в построении передовой и конкурентноспособной нации, парламентарий заявила, что молодые ученые работают в сферах, никак не связанных с научной и образовательной деятельностью.

Причины оттока молодых из науки мажилисмены связывают с низкой заработной платой и неудовлетворительными условиями исследовательской деятельности. Такая ситуация стала причиной старения научных кадров, потери научных школ и преемственности.

— А самое главное – мы теряем ценный пласт интеллектуалов, обладающим критическим, конструктивным, созидательным мышлением, которые нужны нашей нации и завтра обеспечат прогрессивное развитие страны, — заявила депутат.

Между тем, отмечает парламентарий, оценка роли науки для государства ярко показывает история национальной академии наук. Развивающаяся в тяжелейшее послевоенное время Академия наук Казахской ССР стала флагманом науки и технологии в стране, о чем свидетельствуют выдающиеся результаты казахстанских ученых во главе с Сатпаевым К. И. в областях геологии и металлургии, ядерной физики, естественных и гуманитарных наук, сельского хозяйства и энергетики.

В результате создания в 1950-1960 годах национальной научно-технической системы, открывшей эпоху научно-технического прогресса, произошло эволюционное наращивание научных разработок и увеличения количества исследователей, наука «помолодела». По мнению депутата, эта научная прослойка казахстанской нации обеспечила настоящий модернизационный рывок Казахстана.

Другим фактором, влияющим на снижение уровня казахстанской науки, по мнению членов фракции Народной партии Казахстана, является неэффективная организационная модель науки, как отрасли, проблемы в управлении и катастрофическое недофинансирование.

Депутаты заявляют, что в Казахстане в 2019 году достигнут исторический минимум по уровню затрат на научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки – 0,12% к ВВП. Финансирование из республиканского бюджета на исследования сократилось с 40,7 млрд тенге в 2015 году до 36,7 млрд тенге в 2019 году, то есть на 9,8%.

Кроме того, недостаточным является базовое финансирование науки, которое предполагает только содержание зданий, зарплату административно-управленческого персонала, а расходы на оплату труда научных сотрудников и оборудование туда не входят.

— Отсутствие базового финансирования научной деятельности абсолютно не компенсируется грантовым финансированием, денег не хватает ни на зарплату, ни на покупку оборудования, ни на организацию и функционирование лабораторий, также оно не предусматривает и проведение полевых исследований, — отметила Айжан Скакова.

При этом депутат подчеркнула, что реальное состояние науки на сегодняшний день с критически низким уровнем ее финансирования не отражает масштабные задачи по вхождению Казахстана в 30 развитых стран и до уровня стран ОЭСР. В качестве примера мажилисмен отметила Швейцарию, США, Республику Корея, Китай и другие страны, занимающие передовые позиции в рейтинге стран по затратам на науку, в которых ежегодно на научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки расходуется в среднем 2,5% к ВВП.

В этой связи члены фракции Народной партии Казахстана предлагают определить развитие отечественной науки как приоритетную стратегическую задачу и необходимое условие развития Казахстана до уровня стран ОЭСР с поэтапным увеличением финансирования науки до 0.5-1-1.5-2%.

Отмечается также необходимость разработки совместно с научным сообществом новой организационной модели науки, как отрасли с эффективной системой управления и финансирования.

Мажилисмены предлагают также пересмотреть систему механизма базового и грантового финансирования научных организаций. Кроме того, существенно, минимум в два раза, увеличить оплату труда научных работников и установить гарантированную базовую заработную плату. В этом же ряду социальное стимулирование молодых ученых за счет обеспечения социальным пакетом (страхование здоровья, оплата повышения квалификации, решение жилищных проблем — строительство и предоставление общежитий, арендных квартир c последующим выкупом, льготы по оплате детских садов, санаторных путевок и т. д.).

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter