Станет ли антибуллинговое законодательство барьером для издевательств в школах?
Чаще всего жертвами агрессии и психологического насилия становятся дети и подростки. Эта социальная проблема приобретает во всем мире масштаб катастрофы, заставляя правительства разных стран оперативно совершенствовать законодательства для ее предотвращения и разрабатывать эффективные меры профилактики. В Казахстане детей тоже травят. Причем давно и жестоко, доводя до суицидов. Но наше законодательство долгое время оставалось в этом плане «беззубым», в результате чего буллеры всех мастей чувствовали свою безнаказанность.
Фонд по профилактике и борьбе с любыми проявлениями кибербуллинга «Ар-Бедел» нередко сталкивается с ситуациями, когда из-за травли страдают дети. Сейчас в его портфеле тоже есть такой кейс. Алматинская школьница больше месяца подвергается кибербуллингу в мессенджерах и социальных сетях. Мало того, что ее планомерно пытаются сделать изгоем в классе, преследователи девочки взломали ее страницы на образовательных платформах, перекрыв доступ к получению знаний.
Вести подобного рода дела довольно трудно даже профессионалам, поскольку нормы отечественного законодательства замерли в плюсквамперфекте и совершенно не отвечают требованиям времени. Иногда вычислить и привлечь к ответственности организаторов травли бывает просто невозможно. Поэтому когда депутаты мажилиса вышли с законодательной инициативой внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав детей, в том числе и с тем, чтобы вынести понятия буллинга и кибербуллинга в правовое поле и зафиксировать их, сотрудники фонда «Ар-Бедел» восприняли такой шаг «на ура», рассчитывая, что за ним последует череда других, не менее важных и нужных для полноценной защиты казахстанцев от нарушения их прав в киберпространстве.
Вчера в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций руководитель рабочей группы по разработке законопроекта Динара Закиева сообщила, что
понятие «травля» планируется внести в два действующих закона – «Об образовании» и «О правах ребенка»
Поскольку, как констатировала депутат, «анализ действующих норм казахстанского законодательства показывает отсутствие механизмов, предусматривающих профилактику от травли в школе».
Несмотря на то, что статистика по количеству подвергнувшихся буллингу детей в Казахстане отсутствует, о чем неоднократно заявлял фонд «Ар-Бедел», разного рода исследования все же высвечивают масштаб проблемы.
Так, согласно проведенному в 2018 году Национальным центром общественного здравоохранения анализу,
С учетом того, что в Казахстане детей в такой возрастной категории насчитывается полтора миллиона, так или иначе систематически
с буллингом в школах сталкивались как минимум 260 тысяч
из них. Такие данные озвучила вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.
— Травля в образовательных организациях – распространенная проблема, — резюмирует заместитель министра. – Она отрицательно влияет на посещаемость, успеваемость, мотивацию школьников к обучению. Из-за травли дети преждевременно оставляют либо меняют учебные заведения, тем самым лишаясь возможности реализовывать свое право на бесплатное образование в полной мере. Травля вызывает чувство страха и отсутствия безопасности.
Но, как показывает практика, случаи буллинга в образовательных учреждениях никак не регистрируются, остаются незамеченными. Широкую огласку получают лишь резонансные случаи. Хотя система образования имеет широкие возможности для профилактики и предотвращения фактов буллинга. Опыт многих стран показывает, что этому способствует разработка и принятие нормативного акта, направленного на комплексное и системное воздействие в этом вопросе всех участников образовательного процесса и создание нулевой терпимости к травле. Но
в нашем законодательстве понятие буллинга не предусмотрено
Как считает Динара Закиева, именно несовершенство действующих законов становится причиной того, что «школы вовремя не могут защитить детей, оказать им поддержку. А это нередко приводит к реальным случаям суицидов среди несовершеннолетних».
По статистике только в прошлом году 143 подростка в Казахстане совершили суицид, еще 306 несовершеннолетних пытались покончить жизнь самоубийством. В этой связи первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев привел реальный пример из следственной практики:
— В одной из школ 12-летние подростки в социальных сетях систематически «троллили» своего одноклассника за то, что тот не умел играть в футбол, из-за чего якобы было проиграно несколько матчей. Насмешки привели к тому, что мальчик покончил жизнь самоубийством.
Вместе с тем в большинстве случаев установить причины, побудившие детей к уходу из жизни, невозможно. Как уточняет вице-министр, этому способствует как детская скрытность, нежелание делиться с кем-либо своими проблемами, так и то, что правоохранительные органы, не имея на то законодательно определенных полномочий, вынуждены вмешиваться в ситуацию постфактум, когда она уже становится предметом рассмотрения с точки зрения Административного или Уголовного кодексов.
— Введение в законодательство понятий «буллинг» и «кибербуллинг» позволит обозначить круг проблемных вопросов
и комплексно подойти к их решению, а также создаст основу для переформатирования работы социальных служб для устранения причин и условий этих негативных явлений, — считает Марат Кожаев.
Члены рабочей группы по законопроекту уверены, что ситуацию можно и нужно менять. На их взгляд, это способно сделать четко прописанное в законодательстве понятие травли, а также принятие национальных стандартов по борьбе с буллингом и кибербуллингом и единых на всей территории страны программ по их профилактике.
Для практикующих юристов инициатива депутатов может показаться полумерой, поскольку не предполагает никаких дополнительных правовых последствий для буллеров.
С другой стороны, как считают сотрудники фонда «Ар-Бедел», недооценивать меры, предусматриваемые законопроектом, не стоит. Если образовательные организации будут встроены в общую систему борьбы с травлей, в том числе и в интернет пространстве, будут наделены комплексом обязанностей и полномочий, то в связке с юристами, психологами, социальными службами и правоохранительными органами им удастся наработать необходимую практику, которая в последующем, не исключено, станет основой для дальнейших и более глубоких законодательных изменений.
Пока же тектонических сдвигов в отечественном законодательстве не произошло, в «Ар-Бедел» напоминают, что
никто из агрессоров и организаторов травли не должен уйти от ответственности
О неправомерных действиях в интернете, социальных сетях каждый казахстанец, даже анонимно, может сообщить в фонд, отправив письмо на электронный адрес [email protected].
Юлия Кисткина