Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
480
0.00
EUR
532
0.00
RUB
5.27
0.00

Налоговики перестали преследовать НПО. НПО с этим не согласны

936
Евгений Жовтис, фото с сайта acca.media

Наиболее известными НПО, которых атаковало государство, стали:

  • общественный фонд «Еркіндік Қанаты»,
  • «Международная правовая инициатива»,
  • «Международный центр журналистики — MediaNet»,
  • «Правовой медиацентр»,
  • общественное объединение «Эхо»,
  • «Кадір-қасиет»
  • «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности» (КМБПЧ).

Реакция мирового сообщества

Все организации обжаловали действия налоговиков. В то же самое время на действия казахстанских властей отреагировали за пределами страны.

Например, совет гражданского общества Extractive Industries Transparency Initiative (EITI) резко высказался не в пользу Казахстана, преследующего его члена — общественное объединение «Эхо»

Ситуацию разбирали на самом высоком уровне — собирался консультативно-совещательный орган «Диалоговая площадка по человеческому измерению» при МИД РК. Чиновники признали, что атака налоговиков на неправительственный сектор бьет по имиджу страны.

Руководитель Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис подробно рассказал, за что на его и другие организации начались атаки налоговиков. Это были не претензии, связанные с неуплатой налогов или сокрытием доходов. Речь идет о неточностях в отчетах прошлых лет, которые все НПО быстро устранили.

А теперь выяснилось, что вышестоящие инстанции госдоходов отменили постановления районных. Казалось бы, конфликт исчерпан. Но НПО не устроила формулировка, с которой дела прекращены — «В связи с малозначительностью».

Риски и иски

— 4 февраля трем организациям, которые были оштрафованы первыми и чью деятельность приостановили, департамент госдоходов Алматы отменил решения нижестоящих управлений, — говорит Евгений Жовтис. — Он прекратил производства по делам в связи с малозначительностью правонарушений.

Дескать, они были мелкими и за них к административной ответственности вообще не надо было привлекать

Мы с этой формулировкой не согласились. Считали и считаем, что в наших действиях вообще нет состава правонарушения. К тому же нет самого события правонарушения и истек срок давности.

— У вас есть возможность обжаловать эту формулировку налоговиков в суде?

— Есть. Через суд. Что мы и сделали. Причем между 25 января и 4 февраля подали одну жалобу в суд на то, что департамент госдоходов не рассматривал наше ходатайство об истечении срока давности привлечения к ответственности. Нам было важно судебное решение, истек срок или нет.

По тому иску Медеуский районный суд вынес решение не в нашу пользу. Сейчас мы в стадии его обжалования в городском суде

Кроме того, после 4 февраля мы подали жалобы на четыре постановления органов госдоходов как раз по тому поводу, что не согласны с формулировкой основания для прекращения дел. Рассмотрение идет у двух судей в специализированном межрайонном административном суде г. Алматы.

Разбирательства продолжаются

— Как думаете, каким будет результат?

— В обоих случаях судьи ведут процесс ответственно, с соблюдением требований процессуального законодательства. Нам дают возможность задавать вопросы управлению госдоходов. Судьи также задают много вопросов. Пока осторожно скажу, что с юридической точки зрения наши позиции в этих процессах мне кажутся безупречными. Но каков будет результат, сказать сложно.

— Другие ваши коллеги тоже обжалуют постановления о штрафах?

— Да. Во-первых, сразу же скажу, что дела прекращены в отношении всех организаций, которых затронуло этим ветром ноября-декабря 2020 года. Дел против кого бы то ни было сейчас нет.

Еще две организации в Алматы и две в Нур-Султане продолжают судиться

Их аргументы примерно такие же, как у нас – не согласны с какими-то решениями органов госдоходов.

Ситуация с коррупцией улучшилась

— Кроме той реакции мирового сообщества на преследование НПО, которая была в начале года, еще какие-то заявления звучали? Не думаете ли вы, что решения департаментов госдоходов прекратить дела против НПО связаны как раз с имиджевыми рисками для страны?

— Не думаю, что подобную оценку рисков давали именно департаменты госдоходов. Скорее всего, это сделали на более высоком уровне. Потому что помимо Европы были серьезные заявления Transparency International. Эта организация устанавливает индекс коррупции.

Кстати, в рейтинге за 2020 год Казахстан немного подрос. То есть ситуация в борьбе с коррупцией у нас, по ее мнению, улучшилась. На этом фоне

недавнее заявление этой авторитетной организации о том, что власти Казахстана преследуют гражданское общество, конечно, очень серьезный сигнал

11 февраля была принята резолюция Европарламента по ситуации с правами человека в Казахстане. И случай с атакой органов госдоходов на НПО в ней был специально отмечен. Полагаю, все это в совокупности и оказало влияние на разрешение ситуации.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter