Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
450
-0.49
EUR
487
-1.57
RUB
4.86
0.00

Крупнейшая ЧС в истории: как Казахстан борется с COVID-19

1515
Источник: liter.kz

По его словам, основными приоритетами деятельности Министерства здравоохранения в 2020 году были:

  • меры по противодействию коронавирусной инфекции;
  • усиление санитарно-эпидемиологической службы;
  • вакцинация против коронавирусной инфекции;
  • повышение качества медицинских услуг;
  • повышение заработной платы медицинских работников;
  • совершенствование тарифной политики;
  • борьба с коррупцией в системе здравоохранения.

Хронология распространения коронавирусной инфекции в нашей стране и меры, предпринятые для защиты населения в 2020 году выглядят следующим образом:

  • 6 марта прошлого года главой государства введен режим чрезвычайного положения;
  • с 11 мая 2020 года начаты послабления строгих ограничительных мер, которые привели к росту заболеваемости коронавирусной инфекции.

В этой связи, с 5 июля 2020 года было принято решение усилить ограничительные меры. Введение этих мер привело к стабилизации эпидемиологической ситуации в Республике.

Также после введения карантина, отмечалась устойчивая тенденция снижения показателя, характеризующего интенсивность передачи инфекции – показателя репродуктивности инфекции.

1 августа в рамках реализации поручений главы государства Казахстан перешел к регистрации и учету случаев COVID-19 по новым кодам международной классификации болезней.

Следует отметить, что Казахстан разработал уникальную комплексную систему оценки и прогнозирования эпидситуации с набором ограничительных мер. Данная модель одобрена постоянным представительством ВОЗ в Республике Казахстан, а также была адаптирована странами ЕС и высоко оценена соседними государствами. Казахстанские специалисты провели обучение по данной методике коллег из Кыргызской Республики.

Вместе с тем, на фоне стабилизации ситуации в нашей стране, в ряде стран Европы, Азии наблюдается резкий рост распространения короновирусной инфекции с начала второй половины 2020 года. Это свидетельствует о своевременности введенных ограничительных мер правительством в июле – августе прошедшего года в Республике Казахстан, что позволило значительно разорвать цепь заражений и дальнейшее распространение инфекции.

Инвестиции в медицину

Для оказания своевременной медицинской помощи в городах построены 16 модульных и реконструированы 3 инфекционные больницы, а также введены в эксплуатацию 63 амбулаторно-поликлинические организации. Приняты меры по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Введены в эксплуатацию 64 кислородных станции полностью обеспечена потребность медицинских организаций в аппаратах ИВЛ (3264 ед). 185 районных больниц на 100% оснащены рентгеновским диагностическим оборудованием. Служба скорой медицинской помощи усилена путем приобретения 1 367 единиц автотранспорта, достигнута 100% оснащенность парка передвижных медицинских комплексов.

Рост инвестиций в сферу здравоохранения в 2020 году составил 302,5 млрд тенге (2019 г. – 124,6 млрд тенге), что в 2,5 раза выше показателя 2019 года.

Оказана материальная поддержка медицинским работникам, задействованным в противоэпидемических мероприятиях. Работникам непосредственно задействованных в борьбе с КВИ выплачены надбавки по 3 группам риска в размере 116 млрд тенге. Вместе с тем,

в 2020 году средняя заработная плата врачей повышена на 30%, средних медицинских работников — на 20%

Для усиления санитарно-эпидемиологической службы в 2020 году создан Комитет санитарно-эпидемиологического контроля, повышен статус и усилены полномочия Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан.

С января 2021 года повышена заработная плата для сотрудников, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Приобретено 459 ед. лабораторного оборудования и 12 ед. мобильных комплексов для диагностики КВИ и особо-опасных инфекций на сумму 2,9 млрд тенге.

Для модернизации инфраструктуры службы и обеспечение биобезопасности страны проведен расчет дополнительной потребности на 2022 – 2025 годы на общую сумму 55 млрд тенге. Разработана Концепция цифровизации службы.

Биологическая безопасность

В условиях чрезвычайной ситуации возникла необходимость совершенствования систем обеспечения биологической защиты, включая внедрение современных средств защиты, и повышение их антитеррористической устойчивости. В связи с чем в 2021 году нам предстоит разработать Закон «О биологической безопасности Республики Казахстан».

Кроме того, в рамках реализации этого закона, для совершенствования системы контроля будут внесены поправки в 38 НПА, в части развития системы оценки, анализа и прогнозирования состояния здоровья населения, реагирования на угрозы и риски.

В медицинских ВУЗах страны восстановлены факультеты санитарно-гигиенического профиля

Для повышения кадрового потенциала санитарно-эпидемиологической службы совершенствуется система переподготовки и повышения квалификации. Цифровизация службы будет завершена до 2025 года.

Для модернизации инфраструктуры санитарно-эпидемиологической службы в период с 2022-2024 гг. будет обеспечен ремонт 54 зданий территориальных подразделений Комитета. Запланировано строительство новых зданий 3-х лабораторий и ремонт 27 зданий Национального центра экспертизы. Будет произведен закуп 64 единиц автотранспорта для территориальных подразделений Комитета.

Массовая вакцинация

По поручению главы государства с 1 февраля 2021 года в Республике Казахстан начата вакцинация против коронавирусной инфекции. На первом этапе закуплены вакцины российского производства — «Спутник V». В рекордно короткие сроки осуществлена локализация производства вакцины «Спутник V» на базе Карагандинского фармацевтического комплекса. Поставки продукции ОТП начаты согласно утвержденного графика — 24 февраля текущего года.

Также запланировано в апреле применение вакцины отечественного производства «QazCovid-in», разрабатываемой НИИ проблем биологической безопасности Комитета науки МОН РК.

Наличие в Казахстане собственных разработчиков, а также локализованных площадок для производства вакцин – это возможность минимизировать риски связанные с обеспечением вакцины и существенно повлиять на стабилизацию эпидситуации в нашей республике.

Таким образом, к 2021 году планируется привить более 3 млн человек

Для иммунопрофилактики населения нами широко используются возможности IT-технологий путем использования сервиса e-gov mobile «Вакцинация», sms- уведомлений, личного кабинета, а также внедрения паспорта вакцинации в сервисе «Цифровые документы».

Данные о проведении вакцинации будут вестись в электронном формате в централизованной информационной системе министерства. Это позволит, вести учет числа вакцинированных и отслеживать иммунный статус населения в будущем для планирования объемов вакцинации и прогноза заболеваемости.

Также Министерством разработаны и утверждены стандартные операционные процедуры по вопросам проведения профилактических прививок, соблюдения условий холодовой цепи при транспортировке и хранении вакцины.

Проведено обучение более 2 тысяч медицинских работников по тактике вакцинации против КВИ и обеспечению безопасности и эффективности вакцинации.

Обеспечение готовности

Для обеспечения готовности системы здравоохранения вероятным внешним вызовам нами принимаются меры по повышению качества предоставляемых медицинских услуг.

С этой целью усилен контроль в сфере оказания медицинских услуг субъектами здравоохранения. Также усилен контроль в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий.

Для институционального обеспечения контроля качества медицинских услуг, а также реализации мер по осуществлению фармацевтического контроля в 2020 году создан Комитет медицинского и фармацевтического контроля.

В 2020 году Комитетом рассмотрено 3386 обращений граждан на качество медицинских услуг, привлечено к административной ответственности 159 субъектов здравоохранения на сумму 8,5 млн. тенге, допущено к клинической деятельности более 107 тыс. медработников, аккредитовано 120 субъектов здравоохранения.

Наряду с этим, разработаны правила временной регистрации вакцин, ускорены процедуры регистрации лекарственных средств, медицинских изделий и оборудования.

Мониторингом цен охвачено более 1640 аптек, установлено 939 фактов превышения предельных цен, наложено штрафов на сумму 181,6 млн. тенге 1343 субъектам. Установлено 538 фактов незаконной реализации ЛС, изъято из незаконного оборота более 10 млн. упаковок ЛС и МИ. Выдано 70 сертификатов GPP, 44 – GDP, 8 – GМP.

В 2021 году нами планируется обеспечить совершенствование процедуры аккредитации института независимых экспертов в области здравоохранения. На постоянной основе будет осуществляться оценка готовности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с COVID-19. Будет продолжена реализация Комплексного плана по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2020-2025 годы. Планируется переход от национальной регистрации лекарственных средств к регистрации по Правилам ЕАЭС, а также осуществление фармацевтических инспекций в рамках ЕАЭС.

Поддержка медиков

В условиях пандемии стало очевидно, что результаты работы медицинских работников имеют непосредственный социальный эффект, от которого во многом зависит не только жизнь конкретных людей, но и стабильность экономики в целом.

Поэтому меры социальной поддержки медицинских работников – на особом контроле у руководства страны. Главой Государства поставлена задача поэтапного повышения заработной платы врачей, начиная с текущего года и довести к 2023 году до уровня два с половиной раза выше средней заработной платы в экономике.

На повышение заработной платы 247 тыс. медицинских работников предусмотрены в 2021 году расходы в объеме – более 222 млрд тенге, в 2022 году – 362 млрд тенге, в 2023 году – 557 млрд тенге.

Таким образом, в 2021 году средняя заработная плата врачей составит порядка 320 тыс. тенге. с доведением до 561 тыс. тенге в 2023 году. Средняя заработная плата средних медицинских работников в 2021 году составит 173 тыс. тенге с доведением до 210 тыс. тенге в 2023 году.

Кроме того, прорабатывается вопрос повышения заработной платы немедицинским работникам организаций здравоохранения с 2022 года. Также в 2020 году приняты меры по повышению финансирования медицинских услуг.

Так, внедрены подушевой норматив на оказание медицинской помощи школьникам, а также на оказание неотложной медицинской помощи. Повышена доступность консультативно-диагностических услуг вне КПН.

Обеспечено повышение заработной платы врачам на 30%, средним медицинским работникам на 20%, путем повышения тарифов на 10%. Дополнительно на эти цели было выделено 93 млрд тенге. На совершенствование тарифов с учетом курсовой разницы выделено 37,2 млрд тенге.

С учетом накопленных исторических данных оплаты расходов стационаров в расчете на койко-дни при лечении больных COVID-19 разработаны новые тарифы по принципу клинико-затратных групп, а также тарифы по медицинской реабилитации после перенесенного COVID-19.

Разработан тариф на мобильные бригады, тарифы на дистанционные консультации

Приняты меры по поддержке медицинских организаций путем внедрения коэффициента финансовой устойчивости, в рамках которого выделено 12 млрд тенге, снята линейная шкала исполнения договора.

В 2021 году, в целях обновления основных средств субъектов здравоохранения, нами будет продолжена работа по реализации мероприятий Дорожной карты совершенствования методики тарифообразования на медицинские услуги в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на 2020-2022 годы. Кроме того, в настоящее время формируются предложения по возмещению расходов на средства индивидуальной защиты.

Вместе с тем, в 2021 году будет продолжена работа по совершенствованию методов оплаты оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также методов оплаты пролеченных случаев онкологического профиля.

Наряду с этим, начата работа по формированию тарифов на первичную медико-санитарную помощь. Кроме того, планируется проведение пилотного тестирования тарифов по кардиохирургии, инфаркту миокарда, инсульту, травматологическим и инфекционным заболеваниям с учетом тяжести пациентов.

Будут пересмотрены тарифы на медицинские услуги с учетом повышения заработной платы с 1 января 2022 года, разработаны коэффициенты для университетских клиник, а также коэффициенты для НЦ и НИИ за организационно-методическую работу с регионами.

Борьба с коррупцией

Для борьбы с коррупцией в системе здравоохранения в 2020 году создан проектный офис «Адалдық алаңы». Задачами проектного офиса являются:

  • искоренение бытовой коррупции и создание комфортных условий в медицинских организациях;
  • мониторинг коррупционных рисков по лекарственному обеспечению населения и медицинских организаций;
  • обеспечение сотрудничества с гражданским обществом на принципах открытости, транспарентности и подотчетности;
  • размещение информации о проводимой работе на странице в социальных сетях Facebook.

Кроме того, в настоящее время проектным офисом ведется активная работа с региональными управлениями здравоохранения.

Следует отметить, что в декабре 2020 года проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности МЗ, ФСМС, НЦЭЛС, СК-Фармация, по результатам которого нами утвержден план мероприятий по противодействию коррупции, а также организован внешний анализ коррупционных рисков в Комитетах. Вместе с тем, во всех подведомственных организациях МЗ РК:

  • разработаны и утверждены планы мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2022 годы (проведение внутренних анализов коррупционных рисков на ежеквартальной основе);
  • для обеспечения соблюдения соответствующей организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции создаются комплаенс службы.

Наряду с этим, иинистерством налажена работа с неправительственными организациями, в том числе и в рамках общественного контроля. Для повышения прозрачности деятельности всех аспектов здравоохранения проводится цифровизация отрасли.

Так, для обеспечения планирования и отслеживания лекарственных средств нами внедрена система электронного планирования лекарственных средств. При этом, единый цифровой контур между ФСМС, НЦЭЛС, СКФ, медицинскими, аптечными организациями и пациентом, обеспечивает защищенный обмен данными. Наряду с этим, нами обеспечено полнофункциональное отслеживание видов и движения лекарственного обеспечения.

Реформы и модернизация

Для определения вектора необходимых преобразований в отрасли здравоохранения нами сформировано видение дальнейших перспектив развития системы здравоохранения, которые будут направлены на повышение эффективности системы здравоохранения, обеспечение доступности и качества медицинской помощи.

В предлагаемой модели минздрав планирует основной приоритет уделить нуждам пациента

На основании этих нужд должны приниматься оперативные решения в части улучшения сервиса в организациях здравоохранения (стандартов гостеприимства «қонақжайлы медицина»), кадрового обеспечения медицинских организаций согласно имеющейся потребности, автоматизации и информатизации процессов в здравоохранении.

Также разработка необходимых стандартов, нормативных правовых актов в области здравоохранения, будет формироваться прежде всего с точки зрения нужд населения.

Для обеспечения доступности и повышения качества медицинской помощи будут приниматься меры по материально-техническому обеспечению медицинских организаций, строительству новых или ремонту изношенных объектов здравоохранения.

В итоге система здравоохранения будет совершенствоваться по следующим направлениям:

1. Повышение доступности медицинской помощи с приоритетом на село.

2. Дальнейшее усиление первичной медико-санитарной помощи.

3. Стимулирование роста компетенций медицинских работников.

4. Слышащее здравоохранение.

5. Лекарственная и биологическая безопасность пациента.

Все эти направления будут реализованы с применением цифровых технологий. Таким образом, ориентированность на пациента является фундаментом для дальнейшего устойчивого развития системы здравоохранения.

Для обеспечения шаговой доступности первичной медико-санитарной помощи предусмотрено строительство и открытие более 500 объектов ПМСП до 2025 года (в том числе в 137 сельских населенных пунктах).

В результате реализации данной меры будет обеспечена доступность врача пациентам через снижение нагрузки на одного врача ВОП с 1 860 до 1 700 прикрепленного населения. Для обновления сети медицинских организаций будет обеспечено строительство 50 новых объектов до 2025 года взамен старых и аварийных, в том числе:

  • 20 крупных современных клиник в городах по механизму ГЧП;
  • 4 научных республиканских центров, 2 республиканских больниц;
  • 6 городских и областных больниц;
  • 18 районных больниц и поликлиник;
  • капитальный ремонт 840 действующих объектов (в том числе 766 объектов на сельском уровне) в рамках трансфертов общего характера и Дорожной карты занятости.

В результате реализации данных мер ожидается снижение износа зданий медицинских организаций с 58 % до 44% в 2023 году. Кроме того, доля частных инвестиций в здравоохранении увеличится с 37% до 42,8%.

В рамках реализации поручений главы государства данных на расширенном заседании Правительства 26 января 2021 года, нами планируется провести оценку материально-технической базы медицинских организаций и модернизация службы родовспоможения и реанимации.

Для достижения этой цели нам предстоит реализовать следующие задачи:

  • в кратчайшие сроки провести инвентаризацию всех медицинских организаций здравоохранения;
  • обеспечить укрепление материально-технической базы служб родовспоможения и реанимации.

Для обеспечения доступной медицинской помощи на селе дополнительно к 13 существующим межрайонным больницам будут открыты до 25 межрайонных больниц, тем самым будет обеспечено соблюдение принципа «золотого часа», а также мультипликационный эффект количества предоставления медицинских услуг населению.

В итоге, прогнозная численность обслуживаемого населения увеличится с 2,5 млн человек до 5,2 млн. Для формирования сильной первичной медико-санитарной помощи будут приняты следующие меры.

Охват жителей отдаленных населенных пунктов услугами передвижных медицинских комплексов будет увеличен до 2,6 млн. человек в год. Для этого профиль передвижных медицинских комплексов расширен путем разграничения зон регистрации, лабораторной и инструментальной диагностики, общего осмотра и узких специалистов, рентген-диагностики.

В целях обеспечения ранней диагностики заболеваний будет увеличен охват всего населения страны профилактическими осмотрами.

Для повышения качества лечения, а также с целью обеспечения методологической помощью амбулаторно-поликлинических организаций будет создан Национальный центр ПМСП.

Финансирование амбулаторно-поликлинических услуг будет увеличено:

  • на медицинскую реабилитацию в 4 раза;
  • на амбулаторно-лекарственное обеспечение до 40%;
  • на консультативно-диагностические услуги до 22%;
  • на высокотехнологичные медицинские услуги в том числе на томотерапию и ЭКО в 2,6 раза.

Наряду с этим, нами запланировано внедрение дистанционного мониторинга здоровья граждан с использованием «умных браслетов».

Для укомплектования медицинских организаций квалифицированными кадровыми ресурсами предусмотрены следующие меры. Поэтапное повышение заработной платы медицинских работников, к 2023 году до уровня более чем в два раза выше средней заработной платы в экономике. Подъемные пособия для молодых специалистов, прибывших на работу в сельскую местность, будут увеличены с 70 до 100 МРП (с 204 190 тенге до 291 700 тенге).

Наряду с этим, нами предусмотрено внедрение модели прогнозирования обеспеченности медицинских кадров до 2030 года.

Для повышения квалификации медицинских работников до уровня соответствия международным стандартам нами запланировано следующее:

  • внедрение новой методики формирования стоимости образовательных услуг, а также государственных образовательных грантов на 40%;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗ-ов;
  • повышение стипендии студентам медицинских ВУЗ-ов на 25% (до 42 тыс.тг.);
  • разработка и внедрение новых программ подготовки (PhD) и специализации работников сестринской службы.

Для развития отечественной науки нами запланирован запуск Регистра биомедицинских исследований (Open Access) и создание Координационного центра по клиническим исследованиям («единое окно»).

Ожидаемые результаты

В результате реализации вышеуказанных мер:

  • уровень обеспеченности медицинскими работниками сельского населения увеличится до 82,5% .Уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи повысится до 65% к 2025 году;
  • доля выпускников-резидентов успешно прошедших независимую оценку знаний и навыков увеличится до 90%.

Для конструктивного решения обращений пациентов предлагается реализация инициативы «Слышащее здравоохранение». Для реализации данной инициативы создано Единое информационное пространство системы здравоохранения
на базе мобильного приложения «Qoldau 24/7» с обеспечением обратной связи с населением.

При этом, руководителям медицинским организаций необходимо обеспечить:

  • обучение медицинского персонала коммуникативным навыкам;
  • разработку и внедрение стандартов операционных процедур по госпитальному сервису и
  • повышению комфортности и удобства при пребывании пациента в медицинской организации;
  • проведение разъяснительной работы по оказываемым медицинским услугам в рамках ГОБМП и системе ОСМС;
  • проведение онлайн-встреч руководителей организаций с населением на базе социальных сетей.

В медицинских информационных системах будет предусмотрена возможность оценки пациентом качества оказанных услуг. Основным целевым индикаторам данной работы будет повышение удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи до 65% к 2025 году.

Для гарантированного и бесперебойного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также обеспечения биологической безопасности населения нами предлагаются следующие меры.

Доступность для населения лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе их выпуска и выводы на рынок будет обеспечена посредством увеличения доли локализации производства в долгосрочных договорах с отечественными товара-производителями, а также привлечения в отрасль крупных игроков BigPharma. Также запланировано открытие контрактных производств лекарственных средств, а также производство фармацевтических субстанций.

При этом, для развития и динамичного роста отечественной фармацевтической промышленности будет обеспечено формирование перечня базовых лекарственных препаратов.

Вместе с тем, нами будет обеспечена интеграция науки, производства и образования в сфере фармации, для этого будет проведен анализ научно-исследовательской базы, с целью определения возможности локальных университетских лабораторий для проведения фундаментальных исследований. Также, будет обеспечено поощрение и поддержка научно-инновационных исследований в сфере фармации.

Это позволит увеличить к 2025 г. долю отечественных производителей на рынке лекарственных средств и медицинских изделий в денежном выражении до 30%, а в натуральном до 50%.

С целью обеспечения биологической безопасности и консолидации научно-медицинского потенциала страны по реагированию на текущие и вероятные угрозы нами будет создан Национальный центр инфекционных заболеваний и эпидемиологии в городе Алматы.

Разработка и совершенствование законодательства в данной области является одной из первоочередных задач Министерства.

Будут приняты меры по обеспечению кадровыми ресурсами санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с имеющейся потребностью.

Международный аспект

Особое значение Министерством уделяется международному сотрудничеству. Так, Министерством обеспечено партнерство по актуальным направлениям в области здравоохранения с более 50-ю государствами Азии, Европы, СНГ, Америки, Ближнего Востока.

Также на постоянной основе Министерство сотрудничает с международными организациями, такими как WHO, UNDP, UNFPA, UNICEF.

Следует отметить, что впервые в истории, Казахстан председательствовал на заседании Европейского регионального комитета ВОЗ, также Казахстан был избран в состав Постоянного комитета Регионального комитета на период 2020-2022 годы. По инициативе Казахстана на 73-ой сессии ВАЗ (ноябрь 2020 г.) государства-члены ВОЗ приняли План внедрения Декларации Астаны по ПМСП.

Кроме того, совместно с ВОЗ организовано онлайн-мероприятие на тему «Первичная медико-санитарная помощь: Воплощение концепции в жизнь».

В рамках сотрудничества с международными финансовыми организациями осуществляется трансферт международных технологий.

В рамках реализации поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности время действий» от 1 сентября 2020 года, нами начата работа по трансформации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы, в Национальные проекты.

При этом, национальные проекты будут последовательными приемниками Госпрограммы, ключевым национальным индикатором которых является: «Увеличение продолжительности жизни населения Республики Казахстан до 75 лет к 2025 году».

В настоящее время Министерством предлагаются два национальных проекта в области здравоохранения, которые будут разработаны с учетом всех проблем, выявленных в период стресса здравоохранения, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции. А именно: Национальные проекты развития системы здравоохранения и отечественной фармацевтической промышленности. Данные проекты будут реализованы с использованием механизмов проектного управления, с имплементацией проектного подхода в систему государственного управления.

— С момента объявления пандемии прошел календарный год, который нас многому научил, заставил все человечество пересмотреть свои приоритеты и ценности. Система здравоохранения испытала колоссальную проверку на прочность.

Благодаря особому вниманию Главы Государства и Правительства в отрасли произведено существенное обновление инфраструктуры и оказаны беспрецедентные меры поддержки медицинских работников.

Перед системой здравоохранения стоят конкретные масштабные задачи, качественная реализация которых позволят укрепить готовность системы к ликвидации текущих и предотвращению будущих глобальных вызовов, а также обеспечить формирование пациент-ориентированной модели здравоохранения, соответствующей потребностям населения, — резюмировал Алексей Цой.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter