Что такое кибербуллинг в Канаде и насколько он там распространен? По нашей просьбе этот вопрос изучила наша коллега Гульнара Нурпеисова, много лет живущая в этой стране.
— В 2012 году Канаду потрясла смерть 15-летней Аманды Тодд, покончившей жизнь самоубийством после изощренной травли в интернете. Аманде было 12 лет, когда она зарегистрировалась в Facebook и приобрела нескольких друзей по переписке. Один из них, по имени Айдин, вел себя активнее остальных. Он уговорил девочку показать ему обнаженную грудь, заснял этот момент на камеру и выложил снимок в интернет. Фото увидели все друзья Аманды. Из-за постоянных унижений, которым девочка подвергалась в школе, ее семье пришлось сменить место жительства.
Аманда перешла в другую школу, завела новые знакомства и начала забывать о своем позоре. Но спустя год Айдин вновь напомнил о себе в Facebook. Он поставил на аватарку фото ее голой груди и начал знакомиться с ее новыми друзьями. На Аманду снова начались гонения в школе, и она вновь сменила учебное заведение.
Последней каплей стало избиение — на Аманду напали сразу 15 подростков. После этого девушка пыталась наложить на себя руки, но врачам удалось ее спасти. Вернувшись из больницы, пострадавшая вновь увидела в социальных сетях агрессивные комментарии, в которых сверстники откровенно желали ей смерти. 10 октября 2012 года Аманда покончила с собой.
После смерти имя Аманды Тодд стало символом борьбы с запугиванием детей в интернете. Мать девочки организовала фонд, который помогает подросткам бороться с психическими расстройствами, вызванными шантажом и травлей в сети. Как выяснили полицейские, пользователь, скрывавшийся под именем Айдин, склонил к сексуальным интернет-играм в соцсетях 40 мальчиков и девочек.
На этом кибербуллинг в Канаде не прекратился. Спустя полгода суицид совершила еще одна несовершеннолетняя канадка Рета Парсонс. Однажды приятели пригласили девушку на вечеринку, напоили алкоголем, а затем несколько человек ее изнасиловали. Надругательство сняли на видео. Запись и снимки моментально распространились по школе, обсуждались в соцсетях и прессе. Одноклассники Реты отпускали издевательские комментарии и рассылали СМС-сообщения с предложениями секса. Взрослых поразило, с какой уверенностью в безнаказанности действовали малолетние преступники. Они не скрывали личности — в частности, завели страницу, где в деталях рассказывали о насилии над девушкой.
Парсонс впала в глубокую депрессию, выйти из которой ей не помогло ни лечение, ни смена места жительства. В апреле 2013 года она покончила с собой. Полицейские явно тянули с расследованием, и тогда к делу подключились хакеры из Anonymous. Они выбили из злоумышленников признательные показания и выяснили, что молодые люди, которых ранее считали виновными в травле Парсонс, на самом деле к нему не причастны.
Термин «кибербуллинг» корректно применять в первую очередь к травле в Сети детей и подростков (для взрослых есть еще менее популярный термин — «киберхарассмент»). В 1993 году норвежский психолог Д. Ольвеус определил буллинг как «преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы».
Насколько мне известно, кибербуллинг в Канаде — явление не очень распространенное. Буллинг в школах, особенно в подростковой среде, это другое дело. Это есть. И есть ужасные истории, связанные с травлей детей одноклассниками. Лично я примеров кибербуллинга не знаю. Были, например, , дискуссии, споры с обвинениями, когда у нас в Альберте несколько раз случалось, что городок, где добывают нефть, почти сгорел.
Я видела в Фейсбуке, как некоторые жители других провинций откровенно злорадствовали по этому поводу и говорили, мол, вас настигла карма за то что вы снобы (жители Альберты), и считаете, что за счет своей нефти содержите чуть ли не всю Канаду и хотите отделиться. Действительно, в определенных слоях есть сепаратистские настроения. По этому поводу ведущие новостных программ даже говорили, что пожар это страшная трагедия, и осуждали пишущих о карме. Но можно ли считать подобное кибербуллингом, я не уверена.
В нормальных странах политики постоянно подвергаются критике. И Канада не исключение. Но о травле… Например, в Альберте из-за злоупотреблений властью несколько лет назад ушла в отставку мэр провинции. Одно из них, например, состояло в том, что она полетела на похороны Манделы отдельном рейсом из Эдмонтона, тогда как все другие главы провинций вместе с премьер-министром добирались на одном общем самолете.
Также за счет бюджетных денег она брала свою дочь и ее подругу в командировку на Аляску. Противоборствующая партия все это раскопала, был скандал. Люди высказывали свое возмущение и на ТВ, и в соцсетях.
Сейчас идет волна возмущения, что крупные чиновники правительства Альберты уезжали на рождественские каникулы кто на Гавайи, кто в Мексику. Мэр провинции говорит, что он расстроен, будет разбирательство, так как это безответственно во время пандемии и некрасиво на фоне того, что других призывают оставаться дома.
Однако реально в вину вменить им ничего не могут. Закона чиновники не нарушили. Об спорят, дискутируют, есть резкие оценки, но можно ли назвать это кибербуллингом, не знаю.
С 2015 года власти Канады обновили уголовный кодекс: теперь в нем предусмотрено наказание для тех, кто отправляет интимные фотографии человека без его согласия.
В Канаде кибербуллинг — это правонарушение, за которое агрессора исключают из школы
После этого канадцы основали специальную организацию Promoting Relationships and Eliminating Violence Network (PREVNet), чтобы создать национальную стратегию по снижению буллинга в стране.
В ней состоят 62 ученых из 27 канадских университетов и 52 национальных групп. Основные меры по работе с буллингом направлены на родителей, так как их вовлеченность в проблему травли недостаточно высокая. Канадцы считают, что родители и сотрудники школы должны научиться распознавать агрессоров и уметь их «лечить». Это ключевой шаг профилактики. Кроме того, родителям советуют самим научиться владеть собой и не проявлять агрессию — у детей должен быть здоровый пример взаимоотношений с людьми.
За основу по работе с буллингом Канада взяла финскую программу Kiva, которая в Финляндии показала отличные результаты. Суть ее в разделении ответственности за случаи буллинга: виноват не только пострадавший и нападающий, важна и общая культура школы, и давление сверстников, динамика отношений в семье и многое другое. Такой подход помогает создать обстановку уважения, сочувствия и безопасности во всех сферах. В других странах в основном больше внедряют профилактические психологические программы, нежели издают специальные законы.
P. S. Кибербуллинг в Канаде не пройдет. Отрадно, что с недавних пор необходимость борьбы с травлей в интернете поняли и в Казахстане. Защитой подвергшихся буллингу в соцсетях и во Всемирной паутине занимается общественный фонд «Ар-Бедел».
Все, кто стал жертвой буллинга, могут обратиться по электронной почте: [email protected].