Плохое взаимодействие силовиков, коррупция и умышленная корректировка VIN-кодов стали основными причинами проблемы.
Как заявил на заседании мажилиса глава МВД Ерлан Тургумбаев, с 2005 года угнали свыше 223 автомашин, 66 из них возвращены владельцам. Проблема в том, что значительная часть угнанных машин отправляется преступниками за пределы Казахстана.
В 2005 году страны СНГ подписали соглашение о противодействии автоугонам, но…
Оно не работает, для чего достаточно бросить взгляд на статистику
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в этой связи остановился на двух причинах провала:
— Первая — недостаточное взаимодействие соответствующих структур правоохранительных органов. Вторая — большая коррупционная емкость рынка перепродажи угнанных автомобилей.
Перепродажа угнанных авто выгодна некоторым представителям силовых структур
Сейчас проблему обсуждают на уровне глав МВД стран СНГ. Будем надеяться, что они договорятся и соглашение начнет работать.
Директор по стратегическому планированию «КазАвтоПром» Артур Мискарян поделился интересными деталями:
— Часто злоумышленники прибегают к корректировке VIN-кодов. В ряде случаев правоохранительные органы затрудняются или не могут проверить подлинность VIN-кода. И тому есть веская причина. Для всех стран СНГ характерна одна общая проблема – сильно изношенный автопарк. С такой проблемой зачастую сталкиваются владельцы юридически чистых автомобилей.
Номер двигателя и шасси с годами из-за коррозии становятся нечитаемыми
Это характерно и для флагманских моделей премиальных брендов.
Также эксперт остановился на ухищрениях криминала и уже имеющейся профилактике угонов:
— Злоумышленники гораздо быстрее обновляют используемые технологии. Обновление автопарка в масштабах страны идет намного медленнее. Это усугубляет сложившуюся с угонами ситуацию.
Правда, есть и позитивный момент. В последние годы производители при выпуске современных автомобилей используют специальные метки. Они есть на деталях кузова, двигателя и шасси.
Это лишает всякого смысла корректировку VIN-кода и угон автомобиля
В свое время Казахстан столкнулся с проблемой автомобилей с армянскими номерами. Она очень напоминает ситуацию с угнанными автомобилями. И в первом, и во втором случае отследить перемещение автомашины сложно.
Солонников с такой постановкой вопроса согласен:
— Проблема автомобилей с армянскими номерами трудноразрешима для многих государств ЕАЭС. Ни у одного члена интеграционного объединения нет общей границы с Арменией. Поэтому полностью отследить путь таких автомобилей проблематично. Этим и пользуются криминальные элементы, которые занимаются угонами. Цепочку перепродажи автомашин не могут ликвидировать ни в России, ни в Казахстане, ни в Беларуси.
Мискарян акцентирует внимание на том, как должно быть:
— Автомобили, зарегистрированные в странах ЕАЭС и эксплуатируемые в Казахстане, должны иметь соответствующий учет. Таково требование закона «О дорожном движении». Иначе органы внутренних дел не могут защитить автовладельца от угона.
На том же заседании мажилиса Тургумбаев пытался успокоить общественность. В 2016 году угнали 3,9 тыс. автомобилей, в 2020 — 2,1 тыс. Снижение на 46% глава МВД считает неплохим достижением.
Правда, кардинально ситуация все равно не изменилась.
Солонников считает проблему угонов актуальной:
— Любая негативная ситуация, остающаяся без изменений, вызывает социальное обострение. С угонами происходит то же самое. Люди недовольны тем, что их права собственности нарушаются.
А более всего еще и тем, что они (права собственности) не восстанавливаются
Криминальному бизнесу нельзя дать почувствовать безнаказанность. Это может спровоцировать рецидив. Одна надежда на меры, которые сейчас предпринимаются на межгосударственном уровне.
Мискарян детализировал эти меры:
— Государства-участники ЕАЭС работают над внедрением системы электронных паспортов транспортных средств. Одна из главных задач механизма — как раз защита права собственности автовладельцев. Параллельно государство должно поддерживать обновление автопарка. Большое количество современных автомобилей усложняет жизнь потенциальных угонщиков.