Заявление министра здравоохранения Алексея Цоя о внедрении электронных паспортов вакцинации противоречит основному закону страны.
19 января глава минздрава Алексей Цой презентовал новый способ профилактики вспышек коронавируса — добровольная вакцинация с занесением «в личное дело». То есть в электронный реестр минздрава. Поскольку в декабре было объявлено о начале массовой добровольной вакцинации казахстанцев в феврале российской «Спутник V»,
чиновники не придумали ничего лучше, как заманить людей на вакцинацию «разрешением на свободное передвижение после получения прививки»
И это на фоне того, что днем ранее в СМИ прошла информация, будто семьям казахстанских добровольцев, участвующих в клинических испытаниях казахстанской прививки QazСovid-in, в случае летального исхода выплатят 500 тысяч тенге.
Агитация вакцинации в нашей стране, конечно, выглядит как минимум странно. И похожа на некий тонкий шантаж в стиле «если вы, то и мы».
По крайней мере, наши эксперты усмотрели в том, что «электронный паспорт вакцинации позволит гражданам, получившим прививку от коронавируса, свободно передвигаться», нарушение Конституции.
Президент Общественного фонда «Аман-Саулык», врач-инфекционист Бахыт Туменова считает решение минздрава преждевременным.
— Человечество только изучает коронавирусную инфекцию, которая постоянно мутирует, — говорит эксперт. — Разработка, клинические испытания и внедрение вакцин — дело не одного дня. Тем более, когда речь идет о массовой вакцинации. Еще нужно проанализировать реакцию иммунитета людей, получивших прививку.
— Уже есть информация о летальных исходах после вакцинации американской вакциной. Как минимум 55 жизней в США и 23 в Норвегии. Это только случаи, о которых сообщили СМИ.
— Каждый случай летального исхода после получения прививки требует тщательного анализа. Мы не знаем, были ли у этих людей противопоказания, при каком соматическом состоянии они получали эти прививки. Насколько мне известно, это были пожилые люди. А в таком возрасте, как правило, они обременены хроническими заболеваниями или аллергическими реакциями.
Вакцинацию любой прививкой надо делать только на здоровом фоне
Если в момент получения прививки у пациента обострение хронического заболевания, это может ухудшить его состояние и течение болезни. Осложнения после прививок бывают редко, но бывают. Поэтому нужно быть осторожными.
— Разве вакцины от COVID-19, разработанные в столь короткие сроки, на 100% безопасны и эффективны, чтобы начинать массовую вакцинацию?
— Медицина может лишь рекомендовать вакцинацию. Причем полностью информировать пациента о возможной реакции и осложнениях. Право выбора всегда за пациентом. Да, медики говорят, что для выработки общественного иммунитета вакцинировать нужно 60-70% населения. И снова это не обязательный порядок, а исключительно добровольный.
— В таком случае не преждевременно ли наше государство посягнуло на свободу передвижения, поставив условием гражданам вакцинацию от коронавируса?
— Конечно, преждевременно. От любой вакцины, я не говорю о коронавирусной, у каждого пациента вырабатывается свой собственный иммунитет. У кого-то сильный, у кого-то слабый. Мы даже не знаем, как часто придется ставить прививку от коронавируса, чтобы она работала. Допустим ситуацию, что человек прививку получил, паспорт есть, но в момент перемещения еще неизвестно, как его иммунитет отреагировал на вакцину. Даже сейчас в бумажном варианте у нас у всех есть записи о прививках от разных заболеваний.
Однако бывают случаи, когда привитые люди все же заболевали. То есть прививка — не гарантия. Она просто помогает легче переносить болезнь
И это не говоря о том, что электронные паспорта вакцинации вступают в противоречие с конституционным правом людей на свободное перемещение. Вот если реестр вакцинированных позволит медикам изучать реакцию иммунитета привитых людей на прививку, это вопрос другой. Это про науку.
Исполнительный директор Общественного фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова также согласна, что новшество минздрава нарушает нормы Конституции.
— Пандемия — особый случай. Никто в мире не ожидал такого стремительного распространения инфекции, — говорит правозащитник. — Даже на уровне ООН и Евросоюза заговорили о внедрении некоего электронного документа, подтверждающего вакцинацию. То есть выход из пандемии медицина видит именно в вакцинации. Во всяком случае случаев летальных исходов после нее гораздо меньше, чем без нее.
Я много передвигаюсь и не против иметь при себе документ, который позволит не сдавать всякий раз ПЦР-тест.
Главное, чтобы электронный паспорт вакцинации от коронавируса оформлялся на добровольной основе. Это должен быть выбор человека
Что касается свободы передвижения, гарантированной Конституцией, действительно, нарушение есть. Однако это исключительная мера с целью профилактики и снижения заболеваемости. Тем более, мы не первые об этом задумались. Скорее всего, юридически это будет оформлено в виде некоего нормативного правового акта.