Минздрав обсуждает план мероприятий по формированию ЗОЖ со всеми министерствами, но без представителей гражданского сектора.
Сегодня Министерство здравоохранения проводит совещание в формате видеоконференции по обсуждению разработанного им нового «Плана мероприятий по реализации Национального проекта по новым подходам формирования здорового образа жизни на 2022-2025 годы».
Заблаговременно, письмами от 20 января, проект плана был направлен в министерства и ведомства для предоставления предложений и замечаний. На само мероприятие минздрав пригласил себя в лице подведомственного РГП на ПХВ «Национальный центр общественного здравоохранения», бизнес в лице НПП «Атамекен», а также все министерства — видимо, чтобы сподручнее было делить бюджеты и утверждать сметы.
При этом напрочь забыта общественность, хотя в плане имеется целый раздел — «Роль гражданского общества в формировании ЗОЖ»
Также нет никакого пояснения, планируется ли хоть как-то привлекать общественные некоммерческие организации, которые работают в области здравоохранения. Впрочем, также как нет и понимания, проводился ли анализ экономической целесообразности предлагаемых мер и нет ли среди них дублирования уже существующих проектов. Хотя даже при беглом изучении плана мысль о дублировании возникает не раз.
Например, в разделе «Развитие физической активности здоровья»
предусмотрено создание за счет республиканского бюджета мобильного приложения «Здоровый образ жизни» для пропаганды ежедневной ходьбы и бега среди населения с разработкой системы поощрения граждан.
https://365info.kz/2021/01/regionalnye-elity-rvutsya-v-stolitsu-potomu-chto-oslableny-ileuova
Но сегодня практически каждый смартфон оснащен бесплатным приложением «Здоровье», которое замерят пульс, количество пройденных в день шагов и другие показатели ЗОЖ. В этой связи рождается вопрос —
не является ли эта инициатива заведомо неэффективной тратой бюджетных средств?
Также проект плана предполагает создание горячих телефонных линий, хотя в СМИ неоднократно сообщалось, что таковые у нас уже имеются. Более того, в центрах ЗОЖ по стране наверняка есть телефоны. Так почему нельзя звонить по ним, учитывая, что речь не о преступлениях, происшествиях, суицидах и прочих вопросах, требующих безотлагательного решения.
Кстати, о происшествиях. В главе плана, посвященной снижению травматизма, предлагается создание единого республиканского Call-центра экстренного реагирования по аналогии с «911». А чем, извините, сам «911» вкупе с «103» плохи, почему для травм нужен отдельный Call-центр?
В проекте предусмотрен и ряд мер, направленных на ограничения для легального бизнеса. В частности, в плане имеется такое новшество, как разработка комплексной программы по снижению потребления населением продуктов с высоким содержанием соли, сахара, трансжиров и ограничение их маркетинга, включая запрет рекламы.
Реформа пенсионки: как работодатели отреагируют на новую нагрузку на фонд зарплат?
Не забыта актуальная тема коронавируса и вакцинации. В рамках иммунопрофилактики предполагается проведение информационно-коммуникационной работы о необходимости проведения вакцинации против коронавирусной инфекции. А в целом информационная поддержка плана по ЗОЖ включает и создание интернет порталов из серии «Рекомендовано Минздравом», и даже, цитируем:
«…запуск республиканского конкурсного зрелищного мотивационного реалити-шоу на ТВ-канале на подобие российской программы Е. Малышевой «Жить здорово».
Самое рациональное в новом плане — это «эффективность деятельности государственных органов и местных исполнительных органов». Этому пункту действительно надо уделить самое пристальное внимание, так как
уже сейчас видно дублирование уже существующих мер, или мер, которые ранее были отклонены ввиду нецелесообразности
Вопрос в том, кто укажет разработчикам на их промахи и слабые места плана, если на совещания они приглашают только заинтересованные стороны. И о каком слышащем государстве, курс на которое поручил взять президент Токаев, можно вообще говорить, если при обсуждении важнейшего и касающегося каждого казахстанца документа минздрав не счел нужным сделать хотя бы попытку услышать мнение самих казахстанцев.