Несмотря на критику, нынешний премьер-министр оказался наиболее эффективным и сильным.
18 января, в первый день работы новым составом, мажилис утвердил кандидатуру Аскара Мамина на пост главы правительства. Фракции Народной партии и «Ак жола» воздержались от голосования.
Позже глава Народной партии Казахстана Айкын Конуров прокомментировал решение коллег тем, что на встречах с избирателями граждане жаловались, что правительство и местные исполнительные органы власти стали формально относиться к своей работе, а за цифрами отчетов перестали замечать людей, их проблемы.
Председатель «Ак жола» Азат Перуашев заявил, что из-за неэффективности некоторых чиновников бизнес во время пандемии понес колоссальные убытки. Воздержавшихся оказалось 21 против 78 депутатов, одобривших кандидатуру старого-нового премьера.
Политолог Данияр Ашимбаев и не ожидал увидеть на посту главы кабмина другого политика. И объяснил, почему.
— Аскара Мамина сильно критиковали последний год. Было предположение, что он войдет в состав мажилиса. Как понимать в таком случае принятое решение о его новом премьерском сроке?
— Как сказал президент, воздержание – не отрицание. Изначально разговор о смене правительства и не стоял. Фигура Мамина устраивала практически всех. Надо понимать, что это один из наиболее эффективных и сильных премьер-министров. Особенно на фоне своего предшественника. Он удачно выглядит еще и тем, что помимо прочего хорошо разбирается и вникает в дела всех блоков, которые к нему относятся. Видно взаимодействие на уровне вице-премьеров. Координация работы правительства в целом неплохая.
Критика есть, но мы видим, что именно на премьера президент возложил и функционирование страны в условиях ЧП
Посткарантинные мероприятия — также. То есть уровень доверия к Мамину со стороны президента очень высок. Такое же отношение к премьеру и первого президента. Их обоих кандидатура Аскара Узакпаевича вполне устраивает.
Кроме того, он устраивает большинство политических сил в стране. Конечно, есть желающие занять кресло премьера. Но в данный момент фигура Мамина является достаточно серьезной административной подпоркой в системе президентской власти в стране. Поэтому вариантов того, что он будет заменен, даже и не было.
А включение его в партийный список на парламентских выборах показало, что Nur Otan шел на выборы консолидировано – и партия, и правительство, и парламент
Избирателю предлагался пакет из всех основных сил страны. Варианта, что Мамин перейдет в депутаты, также не было. Рассматривалась перспектива его назначения на пост главы холдинга «Самрук-Казына», если бы было принято решение об уходе Ахметжана Есимова на пенсию.
— Люди удивлены прежде всего тем, что в период пандемии в адрес правительства упреки звучали едва ли не каждый день. И Мамин — снова премьер.
— Критика была в основном по социальному блоку. Но он сам по себе вечно критикуемый. И карантинные меры обострили социальную напряженность.
Какие-то корректировки состава правительства в ходе его формирования возможны, но не факт
Демарш Народной партии Казахстана и «Ак жола» при голосовании за кандидатуру Мамина связан с любопытным нюансом. Вступили в силу изменения в законодательстве о парламентской оппозиции. «Ак жол» и «народники» как бы перешли в оппозицию. В соответствии с законом они получили два комитета. Хотя во время предвыборной кампании шла дискуссия, кто из них считается оппозицией, а кто – нет.
Мамин – слишком авторитетная фигура. Голосовать против него не у каждого поднимется рука…
— Бесполезно?
— Не то чтобы бесполезно. У парламента работа с правительством идет постоянно – депутатские запросы, дискуссии, решение каких-то вопросов. В принципе, может возникнуть вопрос, а почему вы голосовали против меня? Не в том плане, что здесь некий иезуитский выбор. Просто против какой-либо другой фигуры депутаты могли и проголосовать. Так что голосование четко показало уровень авторитета и веса правительства.
— Народная партия, критикуя Мамина, сослалась на то, что правительство не делает ничего для перехода страны на несырьевую экономику. И планы правительства на будущее об этом свидетельствуют. Будут наращиваться объемы нефтедобычи и экспорта нефти, что явно не говорит о планах диверсификации экономики. Да и казахстанцев такая политика правительства не устраивает. Но решение принято без учета голосов людей.
— Правительство опирается на парламентское большинство. Елбасы поручал именно Мамину разработать предвыборную программу партии. Мамин входил в предвыборный список партии и является членом ее руководства. Курс нынешнего правительства был одобрен 70% проголосовавшего населения страны.
Что касается диверсификации, за годы независимости такая задача ставится с 1992 года. О проблеме сырьевой ориентированности экономики дискуссии идут со времен перестройки. Мы пережили стратегию индустриально-инновационного развития. Затем госпрограмму форсированного индустриально-инновационного развития, вторую и третью пятилетки. Теперь реализуется госпрограмма «Нурлы жол». Но при этом снижения сырьевой зависимости не происходит.
Винить в этом нынешнее правительство очень сложно. Над невозможностью выйти из сырьевой зависимости поработали в стране все
И над проблемами сельского хозяйства, о которых вдруг вспомнила партия «Ауыл». В сложившейся системе координат это говорит о том, что если бы было выгодно избавиться от сырьевой зависимости, было бы предпринято несколько больше действий, давших какой-то эффект. Делать качественные несырьевые товары у нас не получается. А мировая экономика хочет наши нефть, металлы и пшеницу. Так что вопрос диверсификации комплексный и решается на уровне всей системы государственной власти.