Проект закона, дающий возможность отбирать детей у родителей только на основании показаний свидетелей, сочли неконституционным и нарушающими элементарные свободы человека.
Разработанный Мажилисом VI созыва и Сенатом документ поступил на рассмотрение парламента в сентябре 2020 года. Тогда депутат Ирина Унжакова говорила, что принятый в 2009 году закон о борьбе с бытовым насилием существенно не изменил ситуацию в стране. Поэтому нужен новый.
Однако многие юристы и общественные деятели Казахстана дали неудовлетворительные оценки законопроекту. Документ, в частности, предполагал, что детей у родителей можно будет отобрать на основании показаний свидетелей — соседей или даже случайных людей. Причем без проведения разбирательства. Естественно, это противоречило уже действующим законам.
Председатель палаты юридических консультантов «Юстус» Жанетта Бегахметова говорит, что именно поэтому рассмотрение законопроекта было приостановлено.
— Документ подлежит доработке — в нем много антиконституционных норм, — говорит юрист. — Есть неверные трактовки таких понятий, как, допустим, экономическое насилие. Непонятна балльная система по оценке наличия жестокого обращения. То есть,
изучая этот законопроект, задаешься вопросом, он все-таки в защиту пострадавших от бытового насилия или несет иную правовую нагрузку?
Возьмем ту же Конституцию. В ней указано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. А вот законопроект допускает, что ребенка можно забрать у родителей при определенных обстоятельствах — но как именно это будет реализовано? Почему не берутся в пример зарубежные страны, где есть практика изъятия детей из семей, но ни к чему хорошему это не приводит? Почему в случае подтвержденного факта бытового насилия надо изымать ребенка, вместо того чтобы применить меры к дебоширу? Подобных сомнительных моментов в проекте закона множество.
В законопроекте есть новое определение «членов семьи». Это:
— Жанетта, как вы думаете, не станет ли новое определение «членов семьи» поводом для сведения счетов между бывшими супругами или зятьями и тещами?
— Эта формулировка юридически неверная. По Кодексу о браке и семье супружество — равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном согласии. Причем прошедший официальную регистрацию в органах РАГС.
Когда речь идет об отношениях лиц в незарегистрированном браке, здесь, по сути, имеет место сожительство. Оно не может считаться незарегистрированным браком. Подобная формулировка противоречит вообще институту брака, а равно кодексу о браке и семье.
Безусловно,
подобные формулировки могут привести к злоупотреблению своими правами. Ибо это извечная борьба между свекровью и невесткой, бывшими мужем и женой
Практически любые поправки в какой-либо закон перекликаются с тем или иными нормативными правовыми актами. Хотя, по сути, поправки должны гармонизировать с действующим законодательством и работать во благо граждан.
На мой взгляд, надо пересмотреть в Уголовном кодексе статью 419 (заведомо ложный донос). На практике она практически не работает. Что само по себе является нонсенсом для правового и развивающегося государства.
Кроме того, авторы законопроекта определили в качестве субъектов противодействия бытовому насилию «всех граждан Казахстана». То есть все защищают всех.
— Не получится ли, что активные борцы за «нравственность» начнут доносить государству о проблемах в той или иной семье?
— Сама по себе эта формулировка не новая. В старом законе о борьбе с бытовым насилием и многих других законах граждане также выступают субъектами. Я думаю, что если гражданин стал очевидцем какого-либо правонарушения, оповестить соответствующие органы — его долг. Здесь следует учесть, что при оповещении госорганов о правонарушении должно учитываться и мнение пострадавшего. А при необходимости следует проводить судебно-медицинские экспертизы. И только после этого выносить вердикт. На голых показаниях граждан следствие строиться не может.
При этом статья 23 законопроекта говорит о том, что идентификацией угрозы или факта насилия в семье могут стать сообщения свидетелей семейно-бытового насилия. Без какого-либо доказательства, что факт имел место. Подобная свобода в проявлении гражданской сознательности, как считают многие юристы, может в будущем развалить не одну семью. Мало ли каких деталей услышанного за стеной нафантазирует себе ответственный гражданин.
Кстати, отдельного разговора заслуживает блок законопроекта, посвященный защите детей от бытового насилия.
Законотворцы предлагают изымать их из семьи даже при подозрении или предположении о возможном насилии
Вот мнение усть-каменогорского активиста, отца семерых детей Олега Яблочкина, который считает недопустимым изымать детей из семьи без суда и следствия:
— Вот сосед услышал, как за стеной родители кричат на ребенка, а прохожий заметил, что молодая мама на улице шлепнула малыша.
Сообщения таких «свидетелей» могут стать основанием для обвинения людей в насилии над детьми. Но как же доказательства?
Мало в какой семье обходится без криков. А уж если в доме более одного ребенка, повышать голос родители вынуждены частенько. И я знаю, о чем говорю, у меня семеро детей. И это нормально для большинства семей в нашей стране. Это отличительная черта менталитета нашего народа, устои и привычки, на основе которых родители выстраивают отношения с детьми. Нас так воспитывали, и мы так воспитываем. Это невозможно переделать в одночасье.
Абсолютно каждый родитель подтвердит, что школьные задания часто становятся причиной разговоров на повышенных тонах. Тем более сейчас, когда дети учатся дистанционно. Родители вынуждены включаться в образовательный процесс, порой не имея достаточных для этого знаний. И загнанные в такие условия люди не всегда способны держать себя в руках…
Но это далеко не все странные новшества законопроекта. Подробнее о предложенных депутатами нормах по «спасению семей» читайте в ближайшее время.