Стол этот — одна из самых крупных находок эпохи древних кочевников, середины — второй половины I тыс. до н. э. Но это и художественное произведение: по краю стола стоят фигурки монстров, исполненные в зверином стиле; первоначально их было тридцать, сохранилось двадцать пять. Грубовато моделированные фигуры, в основе которых, несомненно, образ барса, с массивными круглыми головами на толстых коротких шеях — обходят стол бесконечной мрачной процессией. У них круглые настороженные уши, приоткрытые — рычащие пасти, а загривок плавно переходит в уплощенный завиток — возможно, это крылья, поднятые над спинами, сомкнуты и стилизованы до неузнаваемости.
Когда-то среднеазиатские кочевники — саки — использовали такие столы для неведомых ритуалов, связанных с жертвоприношениями. Эти обряды были, вероятно, приурочены к определенному времени года, и поэтому массивные жертвенники не перевозили с собой, а прятали, зарывая в землю прямо на территории родового святилища, чтобы через год вернуться и вновь совершить положенное обычаем действо.
Однажды какое-то племя почему-то не вернулось к своему тайнику, и только спустя двадцать с лишним веков, летом 1884 года, казак Степан Егорин случайно нашел его неподалеку от Верного.
Местные краеведы и археологи поспешили принять меры к выкупу необычной находки; для этого им пришлось «выбивать» специальное финансирование — ведь по тогдашним ценам, продав стол на вес (более 11 пудов!) для переплавки, казак выручил бы весьма солидную сумму — 460 рублей, и предлагать меньше было нельзя.
Переписка с Московским Археологическим обществом и Императорской Археологической комиссией в Петербурге продолжалась несколько месяцев; археологи обеих столиц претендовали на редкую находку, однако опасались переплатить лишнего. Судя по архивным фотографиям, в течение этих месяцев находка была дополнительно повреждена — кто-то выломал две из четырех ножек.
Только в начале 1885 года древний жертвенник наконец был отправлен из Верного в Петербург и в итоге занял почетное место в собрании Эрмитажа.
С тех пор было найдено немало сакских жертвенников, больших и малых, с фигурками и без них — но Большой Семиреческий алтарь остается первой и уникальной находкой такого рода.