Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
489
-3.25
EUR
530
-2.09
RUB
5.04
-0.03

Бекшину — 63! Но уволить нельзя, ибо заменить некем — Ашимбаев

7058
Данияр Ашимбаев, фото с личной страницы в Facebook

За время пандемии COVID-19 санитарные врачи республики умудрились войти в историю как авторы алогичных распоряжений. Запреты на посещение фитнес-центров и гор на фоне работающего общественного транспорта и крытых рынков ставили в тупик. Гигантские штрафы за нарушение масочного режима в летнюю жару и беспричинное приглашение поликлиниками здоровых детей на профосмотры также вызывали вопросы.

Постановления главных санитарных врачей казахстанцы разглядывали под лупой, пытаясь найти связь между санитарной безопасностью и безграничной чиновничьей вседозволенностью. Став своеобразной экономической дубиной, санитарные врачи поставили на колени целые отрасли бизнеса, на восстановление которым потребуется от 1 года до 3 лет.

И вот вчера главному санврачу Алматы исполнилось 63. По идее, Жандарбек Бекшин должен покинуть должность. Но уйдет вряд ли. Об этом говорит политолог Данияр Ашимбаев.

Вам знать не обязательно

— Данияр, в Казахстане достаточно чиновников разного ранга, достигших пенсионного возраста. Ранее их работу на госслужбе продлевал первый президент. Что происходит сейчас? 5 января главный санврач Алматы Жандарбек Бекшин отметил 63-летие.

— Действительно, 63 года — предельный срок работы на госслужбе. Он может быть продлен указом президента. В последние пять лет при Нурсултане Абишевиче кого-то отправляли на пенсию, а кому-то сроки продлевались. С приходом нового президента эта практика практически прекратилась. То есть продление имеет место, потому что мы видим немало чиновников пенсионного возраста, которые продолжают работать.

Те же Алик Шпекбаев, Калмуханбет Касымов, Бердибек Сапарбаев. У Бердибека Машбековича, кстати, еще в прошлом году истек срок пенсионного возраста

Говоря о кадровом омоложении, власть, видимо, решила не педалировать тему возраста. Даже указы не публикуются. Хотя они явно есть — без них у людей нет юридических оснований продолжать работу на госслужбе.

Если по Бекшину решение и принималось, мы об этом узнаем только потому, что завтра он останется на своей должности.

Собственно, не публикуются не только подобные документы, но и другие распоряжения слышащего, но слишком неразговорчивого государства. Различные комиссии по реформированию тех или иных государственных систем вроде работают, но никаких документов об их создании, составе и функционалу в открытом доступе нет. Очень заметно, что транспарентность принимаемых решений резко упала. И касается это работы всей вертикали власти.

Спрос рождает предложение

— В том числе и СЭС, которая в период пандемии стала самой критикуемой структурой?

— СЭС получила огромные полномочия. При этом  пользуется ими непонятно. Логика госуправлению чужда как явление. Так как нелогично, что на базар ходить можно, а в горы нельзя. Туда же можно отнести придумки по поводу масочных режимов, карантинных ограничений и показательных отработок. Мы видели, как

по 100 раз проверяются заведения, которые либо находятся в черном списке, либо не имеют покровителей 

А вот их конкуренты вообще никогда не видели проверяющих.

Спрос рождает предложение.

Новогодние праздники проводились неофициально, но достаточно массово и полуподпольно

Ну и проверки тоже были. Но учитывая, сколько за последние годы осудили работников СЭС за коррупцию при таком положении дел, удивляться не приходится.

С точки зрения морали и нравственности говорить о том, что сотрудники санитарной службы работают высокопрофессионально, я бы не стал. Кстати, это касается всех госорганов. Если надо решить какой-то вопрос, но невозможно сделать это легально, поиск чиновника, который даст нужное разрешение, лишь дело времени. Это касается как миллиардных тендеров, так и проверок на ношение масок.

Учитывая, что СЭС стала одной из самых реорганизуемых структур в стране, у нее в работе нет той самой институциональной памяти, о которой часто говорит глава государства. 

Уже давно не осталось и какой-то преемственности решений, прошлых наработок старых специалистов. При передаче службы из одного госоргана в другой ее статус стал плавающим. Это не могло не повлиять на кадровый состав, правовое и нормативное обеспечение. Профессиональная подготовка сотрудников также вызывает вопросы. Так что система санврачей ничем не отличается от любой другой плохо работающей коррумпированной системы в стране.

Винтик в системе беспорядка

— А если бы Бекшина отправили на пенсию, указ был бы до дня его рождения или прямо в этот день?

— По практике, которая сложилась еще при первом президенте, решение принималось в день рождения. Реже — до него. Но такие решения принимались по чиновникам президентской номенклатуры. Бекшин в нее не входит, он чиновник правительственный, то есть ниже статусом.

Вопрос отправки санврача Алматы на пенсию упирается в проблему — кого ставить на его место?

Город потешается над Жандарбеком Мухтаровичем и последний год злится. Однако по опыту работы в санэпидслужбе он один из немногих, считающихся более-менее профессионалами. Вспомним, какие баталии развернулись вокруг его предшественницы. Мы видели, как санврачи менялись в регионах, это о многом говорит.

— По идее, решение об отправке на пенсию должен принимать не президент своим указом, а правительство, верно?

— По идее, предельный возраст определяется указом. Но вряд ли мы увидим какое-то распоряжение на этот счет. После смены руководства минздрава у санэпиднадзора тоже сменилось руководство. Но и их работа вызывает не меньше нареканий, чем работа Бекшина.

Конечно, он создает вокруг себя определенный хаос. Но хаос в санитарной службе города был как до него, так будет и после него

Надо не забывать, что без ответа остались вопросы с вакцинацией. Очень больной вопрос низкой квалификации медработников в целом. Есть нелюбимый государством вопрос о коммерциализации медицины. И Бекшин в этой куче — проблема далеко не главная. Он часть общего бардака в здравоохранении.

Ваше здоровье — ваша проблема

— То есть действует по принципу: «Если не можешь победить хаос, возглавь его»?

— В 90-х в Казахстане расцвела организованная преступность — киллеры, рэкет, наркодельцы. А потом чистый массовый криминал из хроник пропал. По тем же преступлениям стали привлекаться работники правоохранительной системы. Получается, правоохранительные органы разгромили преступность в конкурентной борьбе. То же самое касается и медицины. 

Государство толкает население к тому, что забота о здоровье становится собственной проблемой человека

Люди сами ищут специалистов, лекарства, обеспечивают себя масками и прочими атрибутами. Особой помощи от государства никто не ждет. Многие государственные миллиарды, выделенные на борьбу с коронавирусом, свистящие туда-сюда, действительно свистят непонятно куда. И все довольно улыбаются. У меня плохие новости — другого государства у нас нет. И вряд ли будут какие-то подвижки.

Мы говорим о реформах. Но я заметил, что за последние годы никаких разговоров об ужесточении контроля, улучшении качества планирования, общественно-экспертного сопровождения тех или иных программ поддерживать никто не любит. Ну и каких изменений ждать?

Видно, что государство ужесточает санитарные нормы, но какие-то вещи легализует. Кинотеатры заработали, ночные клубы, рестораны. Главное — соблюдение норм или договоренностей о том, чтобы они соблюдались хотя бы формально, на бумаге. Как у нас это бывает, жесткость норм обычно нивелируется необязательностью их исполнения.

Игра — одна на всех

— Учитывая, что алматинская барахолка не работала только в период режима ЧП, да, вопросов к санэпидслужбе много.

— Как в любой сфере. На бумаге одно, а по факту другое. Вряд ли будет иначе.

Государство играет в игру под названием «борьба с коронавирусом», а население вынуждено в ней участвовать

Кто-то находит в этом преференции для себя, кто-то страдает. Это как с адресной социальной помощью. Как только объявили хорошие выплаты, сразу начались подделки документов, искусственные разводы и специальное ухудшение материального положения. По факту вышло, что злоупотребления имели место с двух сторон. Активно в них участвовало как население, так и государство.

Ввели мобильное приложение по персональному контролю за здоровьем — начались факты медицинских приписок. Так что довести ситуацию в стране до абсурда в системе здравоохранения помогали все — и государство, и медицинский корпус, и пациенты.

Все говорят о справедливости, но каждый трактует ее, как ему удобно. Любое судебное решение справедливо только для победившей стороны. Выборы справедливы, только если победили «наши». Термин «справедливость» в нашей стране стал просто анекдотическим. А все обещания про новизну надо воспринимать с большой долей скептицизма. Аналогично и в случае с уходом на пенсию Бекшина и приходом на его место кого-то другого.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter