Любые разговоры на эту тему чреваты социальным взрывом или обвинениями в популизме.
Фракция КНПК в мажилисе еще в октябре попросила премьер-министра Аскара Мамина рассмотреть возможность снижения пенсионного возраста в Казахстане до 60 лет. На днях глава кабмина ответил депутатам отказом.
«Учитывая складывающуюся экономическую ситуацию, международный опыт, долгосрочные актуарные прогнозы на основе экономических и демографических факторов, повышение пенсионного возраста является необходимостью. Также следует учесть, что растет соотношение пенсионеров к занятому населению. Если в 2010 году в расчете на одного пенсионера было в среднем 4,8 работающего, то в 2015 году – 4,3 работающего, а в 2019 году – 3,9», – передает портал LS ответ премьера депутатам.
Также Аскар Мамин сослался на обзор международного опыта. Он показывает устойчивую тенденцию увеличения доли пожилых людей, что влияет на ситуацию на рынке труда. Поэтому во многих странах пенсионный возраст растет, а не снижается.
Позиция премьер-министра экономически понятна. Бюджету не нужны дополнительные расходы, если вдруг пенсионеров станет больше. Однако рынок труда саморегулирует эту тему. И на нем предпочтение чаще отдается молодым и энергичным работникам. Экономист, руководитель общественного объединения «Союз потребителей финансовых услуг Казахстана» Айдар Алибаев считает, что пенсионный возраст в Казахстане завышен.
— Повышение пенсионного возраста, если посмотреть глазами самого работника, по-моему, сильно не влияет на его нужность работодателю, — говорит эксперт. — Потому что
сегодня уже 45-50-летние не могут устроиться на работу
Я знаю много таких историй, когда из-за возраста людям отказывают в трудоустройстве.
Прекрасные инженеры с практическим опытом советских времен оказались не нужны работодателям
Многие люди с нормальным здоровьем и неплохим профессиональным багажом соглашаются на любую работу. Водителями, охранниками. Поэтому повышай или не повышай пенсионный возраст, сложно найти работу уже даже 50-летним. Дальше — тем более.
— Коммунисты говорят, что снижение пенсионного возраста разгрузило бы рынок труда, образовав рабочие места.
— То, что коммунисты подняли этот вопрос, объясняется очень легко. Объявлена предвыборная кампания, поэтому и запускаются такие популистские идеи. Вроде и последствий за такие заявления никаких, а народу приятно слышать. Пенсионный возраст законодательно подняли давно. И где были коммунисты в тот момент?
Если бы они действительно ратовали за снижение пенсионного возраста, то не голосовали бы за его повышение несколько лет назад
Ответ премьер-министра коммунистам понятен. Ни один государственный служащий такого уровня, курирующий социальные вопросы, не пойдет на понижение пенсионного возраста. Это дополнительная нагрузка на бюджет. В карантин бизнес получил сильнейший удар. Остатки какой-то промышленности — тоже. Выросло количество безработных и частично оплачиваемых. Все это сильно повлияло на собираемость налогов. Бюджет сегодня скрипит от недобора. Представьте, что в этих условиях кто-то из высоких чиновников вдруг предложит понизить пенсионный возраст? Для него это будет политическим самоубийством.
Им дай волю, они бы еще подняли пенсионный возраст, мотивируя это увеличением продолжительности жизни во всем мире
И что мы действуем как в Европе. Однако условия жизни как в Европе они создать в Казахстане не предлагают. У нас в Казахстане с точки зрения уровня и качества жизни, а также уровня доходов пенсионный возраст завышен.
— Каким он должен быть объективно в казахстанских реалиях?
— Для казахстанских реалий вполне подходят советские критерии 55-60 лет. Понятно, что сегодня бюджет такой роскоши не потянет, никто из чиновников на это не пойдет. И другие партии, кроме коммунистов, об этом даже не заикаются. Мы понимаем, что это бесполезно. Как бы хорошо это ни звучало для обывателя.
— Вы сами говорите, что уже люди в 50 не могут найти хорошую работу. Почему электорат должен радоваться предложениям коммунистов?
— Не то, чтобы радоваться. Сама идея-то звучит хорошо. Те, кто сидит без работы, но еще не на пенсии, а мог бы стать пенсионером, стали бы получать хоть какие-то гарантированные деньги.
Во многих семьях, особенно на селе, пенсии являются чуть ли не единственным стабильным источником дохода
Коммунисты прекрасно знают популистский смысл этого призыва. Так же как люди, сидящие в парламенте, про себя, не вслух, понимают нереализуемость таких инициатив.
— То есть вообще тема пенсионного возраста в нашей стране всегда рассматривается с точки зрения экономики государства, но не человека?
— Да, интересы самих работников никто не учитывает.
— Бизнес вроде страдать не будет, так как спрос на работу выше, чем предложение. Вполне начнет увольнять работников предпенсионного возраста, взяв на их место более энергичных молодых.
— В этом моменте я с вами не соглашусь. Да, на место уволенного человека предпенсионного возраста найдется более молодой кандидат. Но я не уверен, что бизнес не потеряет по качеству. По многим профессиям люди с большим профессиональным стажем гораздо лучшие и эффективные работники, нежели их молодые коллеги. Они вроде имеют красиво написанное резюме, много благодарственных писем, грамот и дипломов, а как работники уступают по профессиональным качествам. Так что здесь у бизнеса есть риски потерять качественного сотрудника. Знаю одного бухгалтера 74 лет, который получает огромную зарплату, а его работодатель не готов заменить его даже на 10 молодых.
Частных случаев с разными жизненными ситуациями много. Но я уверен, что сегодня поколение 60+ еще рано списывать.
Повышение пенсионного возраста всегда больно бьет только по работникам, а государство от этого только выигрывает
Но сейчас, когда в Казахстане итак идет поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин, когда итак дважды за последние 20 лет дважды его повышали, разговоры об этом не актуальны. Ни для народа, само собой, ни для государства. Оно и без того вот-вот нарвется на социальный протест.