Правовые знания детям необходимо давать с более раннего возраста, нежели предусмотрено сегодня школьной программой в Казахстане. Этот вопрос затронула уполномоченная по правам человека в РК Эльвира Азимова в ходе онлайн-встречи, приуроченной ко Всемирному дню ребенка.
Правовые знания школьникам предоставляются в рамках курса «Человек и общество», преподавание которого начинается только с 14 лет. По мнению Азимовой, это уже достаточно поздний возраст, и Министерству образования и науки необходимо рассмотреть вопрос о его снижении. Официальное обращение о его снижении было направлено в уполномоченный орган 20 ноября.
«Прошу Министерство образования и науки поддержать инициативу изучения права в школьной программе на более раннем этапе, раньше 14 лет. При этом не увеличивать дополнительную нагрузку на детей и обеспечить сочетание современных методов обучения с дебатными, игровыми формами.
Такую просьбу выразили дети, обратив внимание, что они уже сейчас в рамках дополнительных часов учебного времени получают отдельные знания о правах человека, то есть раньше 14 лет», —
подчеркнула уполномоченный по правам человека в обращении к МОН РК.
Отметим, что в ходе беседы с Азимовой все дети высказались в пользу означенной инициативы. Так, по мнению 12-летней Дарии, если ребенок будет владеть хотя бы основами правовой культуры, он будет знать о том, как правильно вести себя, когда нет рядом близких, и избежать опасности, быть более уверенным в общении с другими.
«Так как тема достаточно сложная, можно было бы давать информацию детям, начиная с младших классов, приемлемо и доступно для них, чтобы они поняли и были увлечены процессом обучения. Я бы хотела изучать этот предмет примерно с 5-го класса, и чтобы информация преподносилась интересно и понятно», —
отметила девочка.
Отдельного внимания в рамках темы правового обучения школьников при этом, по мнению Азимовой, заслуживают навыки и знания правильного пользования социальными сетями, интернет-пространством. Это также позволит избежать преследований в интернете. Речь идет о так называемом кибербуллинге – намеренном и систематическом оскорблении, травле или шантаже кого-либо с помощью средств онлайн-коммуникаций.
Как сообщалось, в период с 2011 по 2019 годы в адрес Интернет-ассоциации Казахстана поступило 19 тыс. обращений о подобного рода действиях. Сегодня школьники находятся в особой группе риска быть подверженными кибербуллингу, что становится еще актуальней на фоне перехода системы образования в онлайн-формат, что является следствием пандемии коронавируса.
Добавим, что встреча детей с уполномоченной по правам человека состоялась в рамках глобальной инициативы ЮНИСЕФ Kids Takeover («Дети у руля»). Инициатива направлена на освещение моментов, когда дети «берут на себя ответственность» или имеют возможность высказывать свои взгляды, реализовывать свои идеи и действовать в своем сообществе.
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день ребенка, посвященный принятию Конвенции о правах ребенка. Цель празднования Всемирного дня ребенка – обратить внимание на актуальные проблемы современного детства, призвать руководства, общественные организации и каждого человека к деятельности, направленной на обеспечение нормальных условий для умственного и физического развития детей во всем мире.