Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
496
-2.06
EUR
523
-2.87
RUB
4.94
-0.03

Наполни себя добром

4600

Будь наполнен добротой

— Шамиль Дүйсенғазыұлы, вы сказали, что осуществляете мечты детей от трех до 18 лет. Любое дело, и тем более такое благородное, начинается с идеи. Вы не исключение?

— Давайте так. Если скажу, что однажды ночью я заснул, и во сне мне в голову пришла такая идея, вы не поверите. И правильно сделаете. Если скажу, что она оригинальная и только наша, тоже не поверите, верно?

Во многом она появилась благодаря известному человеку, имя которого говорить не буду, но которая является душой и организатором большого количества благотворительных проектов в нашей стране. Потом на помощь пришел интернет. С несколькими единомышленниками мы достаточно скрупулезно мониторили интернет-пространство, знакомились с деятельностью международных организаций, где и почерпнули главную идею проекта.

— Я даже представить не могу, что на самом деле ощущают дети, оказавшиеся практически в безвыходной ситуации.

— Кстати, я тоже не могу. Но мы можем кое-что другое. Поддержать духовно, поднять настроение ребят на фоне бесконечных медицинских процедур. Мы пытаемся разнообразить серые дни, которые они проводят в стенах квартир, больниц, специализированных учреждений и привнести в их жизнь немного радости и счастья. Слоган фонда «Мейрімге толы тасқын бол» (Будь наполнен добротой) на самом деле мотивирует людей к состраданию, а их родителям дает стимул двигаться и бороться дальше с новой позитивной энергией.

— И какие конкретно мечты вы осуществляете?

— Например, одни дети хотят на время стать учеными, полицейскими, кондитерами, водителями трактора, поварами, супергероями, пиратами, принцессами и тому подобное. Другие мечтают побывать в зоопарке, музее, другом городе или стране, за кулисами театра, на репетиции любимой группы, съемках любимой телепередачи и так далее.

Третьи лелеют надежду получить автограф или встретиться с любимым спортсменом, музыкантом, телеведущим, артистом, политиком или с кем-то другим из известных казахстанцев. Четвертые хотят устроить персональную выставку, концерт, издать книгу, записать клип и еще много чего, а пятые —  отпраздновать день рождения, Новый год, свадьбу, выпускной и другое.

То есть предела желаний просто нет.

Нечто подобное в мире

— Мир вокруг нас разнообразен и весьма богат. Возможно, где-то кто-то эту идею уже наполнил реальным содержанием. Есть такое?

— Безусловно, есть. К примеру, международная благотворительная организация Make-A-Wish. Она образована в 1980 году и за это время исполнила желания более 240 тыс. детей. В работе фонду помогают более 30 тыс. волонтеров. Штаб-квартира расположена в городе Финикс, штат Аризона, США. Фонд имеет региональные отделения в 35 странах. Он помогает детям в возрасте от 2,5 до 18 лет независимо от расовой, национальной, религиозной принадлежности и страны проживания.

Заявку в фонд могут подать родственники, медицинские и социальные работники, друзья и сам ребенок. Исполнение желания должно быть одобрено по медицинским показаниям лечащим врачом. Также фондом учрежден Всемирный день желаний (World Wish Day), он отмечается 29 апреля, в день исполнения желания Криса Грейчуса (в 1977 году фонд первым исполнил его мечту).

— И вы вышли на эту организацию, чтобы перенять их опыт?

— У них не все просто. Есть Make-A-Wish America, которая помогает осуществлять мечту больных детей на своем материке, есть еще Make-A-Wish International со штаб-квартирой в Нидерландах, который имеет больший охват. Изначально для изучения опыта мы собирались в Америку, но из-за пандемии коронавируса и президентских выборов туда не попали.

Поэтому мы стали изучать самые близкие для нас филиалы этой организации, и не только географически, но и ментально. Так и вышли на подразделение в Стамбуле. Там достаточно быстро откликнулись на нашу просьбу и пригласили в свой офис. Уже 20 сентября мы всей своей командой полетели в Турцию.

Как казахи решили турецкую проблему

— Слушаешь вас, и складывается впечатление легкости бытия. Обратились, ответили и раскрыли все карты.

— Нет, конечно. Поначалу турецкая сторона очень настороженно отнеслась к нашим предложениям и просьбам об обмене опытом. В любой организации существует своя процедура. Фактически сначала мы должны были обратиться в головной офис в Нидерландах и только после их согласия ехать в Стамбул. Но как-то обошлось. И потом в процессе общения договорились подписать двусторонний меморандум. То есть осуществлять мечты казахстанских детей нам будет помогать турецкая сторона, а мы посодействуем им в осуществлении мечты турецких детей.

Для примера, если вдруг турецкий ребенок захочет посетить Байконур, мы со своей стороны поможем ему в реализации этой мечты. А если казахстанский ребенок захочет посетить Турцию, филиал Make-A-Wish International поможет нам. Сразу после пандемии планируем посетить Стамбул, чтобы подписать уже обговоренный ранее меморандум.

— Как вы отреагировали, когда турки предложили взять франшизу?

— По-казахски. Нас сопровождал Токтар, председатель Конгресса молодежи Казахстана. И в разговоре именно он в обмен на содействие с турецкой стороны нашему проекту предложил решить их проблемы. Вот представьте себе ситуацию: напротив нас сидят турки, а казахи, которые живут от них в тысячах километрах, обещают решить их проблемы в их родном Стамбуле. Опешив от такого предложения, партнеры по переговорам поначалу отнекивались и не верили, что казахи способны на такое.

Но на всякий случай сказали нам, что об их деятельности должны узнать турецкие студенты. Просто так сказали, не рассчитывая на результат. Но, оказывается, есть Тюркский совет, и его консулом является казах по национальности. А Токтар, представьте совпадение, занимает пост заместителя консула по молодежной политике. Потом консул довел просьбу стамбульского филиала Make-A-Wish до руководства Турции. Руководитель филиала при содействии консула встретилась с руководством практически всех крупных турецких вузов, договорилась о встречах, тем самым решив свою проблему.

Обратная схема

— А по возвращению в Казахстан окунулись в будни…

— Скажу так: началась практическая работа. Начали ходить по спонсорам, объяснять им, что у нас есть такой проект. Но как-то сразу — и практически, и финансово, без особых вопросов и требований, руководство букмекерской конторы «1ХБЕТ» проявило понимание и поддержало наше начинание.

Конечно, мы должны сказать, что все время ощущаем поддержку и помощь от нашего идейного вдохновителя — женщины, о которой я говорил вначале. В последнее время многие бизнесмены сами звонят нам и предлагают помощь. Но не только они. К процессу поддержки нашей деятельности активно подключились и государственные органы. Например, были звонки из акиматов, там спрашивали, чем могли бы помочь. Но в основном это касалось решения организационных вопросов.

— Кто сейчас больше всего вам помогает?

— Так сложилось, что большая часть наших спонсоров — это физические лица. В приложении Kaspi.kz у нас есть раздел «Благотворительность», через который можно пожертвовать деньги. Также имеется карта Каспи Gold (4400 4301 6179 6468, Карылгаш Айткеновна А.), куда тоже можно отправить средства. Со своей стороны мы гарантируем, что все пожертвования пойдут для осуществления мечты тяжелобольного ребенка.

— Слушаю вас и ловлю себя на мысли, что наверное нет в Казахстане человека, который может оказаться безучастным к такой благородной идее. Или все же такие прецеденты бывают?

— Такого в принципе не было. Людей, которые остались бы равнодушными, не встречал. Это еще раз свидетельствует о щедрости и благородстве казахстанцев. Но меня сейчас другое волнует. Мы сами ищем детей, нуждающихся в нашей помощи. Но согласно концепции Make-A-Wish, должна быть иная схема. То есть заявки должны находить нас. Поэтому сейчас ведем весьма активную работу со средствами массовой информации, чтобы резко повысить узнаваемость бренда «Menin Armanym». И в большинстве случаев руководители и владельцы СМИ идут нам навстречу. Спасибо всем редакторам и журналистам, кто откликнулся на нашу просьбу рассказать о фонде.

Первый блин не комом

— Вы только начали активную деятельность. Чью-нибудь мечту уже удалось осуществить?

— Мальчика зовут Дидар, он из Кызылорды, ему 12 лет и у него онкология. Мама рассказала, что отца нет, а сама она работает на вахте. Из-за сложной ситуации с ребенком мама бросила работу и постоянно находится рядом с сыном в Алматы, в онкологическом центре.

У мальчика три мечты: стать блогером, встретиться с двумя знаменитыми казахскоязычными вайнерами — Нурдаулетом и Садраддином и увидеть горы. В частности, он хотел посмотреть Кольсай. Но врачи сказали, что ехать далеко (а это четыре часа на автомобиле) ему нельзя. Поэтому мы организовали поездку на Шымбулак.

Его первую мечту помог осуществить Олжас, наш сотрудник, который все показал и всему научил. Уже в процессе подготовки к поездке выяснилось, что у Дидара нет зимней одежды. Мы позвонили блогерам — участникам проекта. Садраддин сразу перезвонил нам, сказал, что отправит деньги, и попросил купить Дидару зимнюю одежду. Он же договорился с Нурдаулетом, чтобы вместе встретиться с мальчиком. Дидару мы об этом ничего не сказали — чтобы получился сюрприз.

Мы отвезли ребенка на Шымбулак, погуляли, пофотографировались, снимали видео. Потом сели перекусить, и в это время в кафе заходят два его любимых блогера. Эмоции словами не передать: Дидар долго с ними обнимался, радовался…

Во время разговора Нурдаулет спросил мальчика об аккаунте в Instagram. Тот ответил, что у него нет такой странички, потому что нет телефона. Блогер пообещал сразу после окончания проекта заехать с Дидаром в «Сулпак» и купить ему смартфон. И мальчик на самом деле заплакал… А Нурдаулет свое обещание сдержал, так тоже бывает.

— Вы дарите детям эмоции. И это классно!

— В этом мы видим нашу основную миссию. Дарить, как вы отметили, эмоции и исполнять нематериальные мечты. Наш фонд не может подарить сотовый телефон, одежду или что-то другое, это не входит в круг наших задач. Но если в процессе осуществления проекта добрые люди могут от себя подарить что-то материальное детям, ничего против не имеем. Как в случае с Дидаром.

— Дальше что?

— А дальше то же самое. На этой неделе мы планируем исполнить мечту еще одного тяжелобольного ребенка. Пока не могу сказать, какого именно. Сейчас у нас есть 20 анкет, которые мы пошагово исполняем. После 15 ноября, сразу после исполнения мечты Дидара, наш фонд провел официальную церемонию открытия. После этого стали активно работать со СМИ. Сейчас о нас узнали люди, стали часто писать, заполнять анкеты и оставлять заявки. И не только. Пишут нам и в Telegram-бот, и в личные аккаунты. Наш координатор по заявкам смотрит все диагнозы, связывается с врачом, и только после этого мы начинаем процесс исполнения мечты.

Пиар всему голова, но это не про нас

— По гамбургскому счету, я еще не встречал в Казахстане что-либо похожее на ваш фонд. Новизна идеи как-то влияет в целом на успешность проекта?

— Давайте для начала немного вас скорректирую. Такого проекта нет не только в Казахстане, но и во всем центрально-азиатском регионе. И это нам очень помогает. Например, в России есть проект «Мечтай со мной» и международный Make-A-Wish. И это все. Возможно, нечто похожее есть и в Узбекистане, и в Кыргызстане, но пока нет масштаба. В отличие от них мы стараемся мыслить шире и стать самостоятельным звеном глобальной сети. Особо подчеркиваю, именно самостоятельным. Мы начали с Алматы, постепенно охватываем весь Казахстана и планируем расшириться на всю Центральную Азию.

— Согласитесь, сейчас время пиара. Все или почти все готовы на все, чтобы повысить узнаваемость и тем самым расширить или бизнес, или любое другое начинание. Ваш фонд — это только одно звено большой цепи желающих попиариться. Не тесно?

— Соглашусь. Я лично не знаю организации, предприятия или компании, которые по каким-то неведомым причинам сознательно откажутся от пиара. Все хотят. В последнее время стало модным открывать фонды под своим именем, собирать деньги на определенные цели и через это пиарить самого себя. В этом нет ничего сомнительного, а рыночная экономика все это воспринимает как нечто само собой разумеющееся.

У нас совсем другая цель. Мы хотим, чтобы люди знали исключительно о фонде и задачах, который он решает. Знать о нас вовсе не обязательно. Наша главная цель — помогать тяжелобольным детям. Если она достигнута, не имеет никакого особого значения, чьими руками и нервами это было сделано.

Чем дальше в лес…

— Между тем пандемия коронавируса когда-нибудь все равно закончится. Я это говорю с чувством осторожного оптимизма, так как нынешний этап к таким умозаключениям никак не способствует. Но все же. Чем займетесь после того, как COVID-19 отступит?

— Но сначала вернусь немного назад. Несмотря на пандемию, мы ездили в онкологический центр. До поездки сдавали ПЦР-тест, чтобы убедиться в отсутствии заражения. У детей, которые там лечатся, иммунитет слабый, поэтому важна любая гарантия.

В дальнейшем планируем масштабировать проект. Сейчас в том же Instagram среди молодежи весьма популярны лидеры общественного мнения, у нас так называют блогеров. Их не только в Казахстане, а по всему СНГ смотрят. Это как раз такие люди, которые могут повлиять на разные вопросы внутри страны. Мы пытаемся работать и с ними. Наш медиа-координатор, блогер Олжас Еспан этим и занимается. Медиа-блок — отдельная сфера. У того же Олжаса более 70 тыс. подписчиков, и когда он ведет какой-то выпуск, зрителей хватает. Мы стремимся к тому, чтобы к нашей затее подключились и другие блогеры.

— Турцию, как вы уже рассказали, практически освоили. Есть планы дальнейшей экспансии?

— После Стамбула мы собираемся посетить Москву. В частности, проект «Мечтай со мной». Они и по менталитету нам ближе. Но разница в концепции между их и нашим проектом имеется. Они исполняют мечты тяжелобольных детей в возрасте от трех до 17 лет и пожилых людей от 60 и старше.

Предварительно переговорили с ними, полетим туда сразу после пандемии. Там тоже, как и в Турции, планируем подписать двусторонний меморандум. В дальнейшем будем расширять нашу деятельность на европейские страны и Америку. Как все это получится, посмотрим.

— Почему получилось так, что деятельность Make-A-Wish не распространяется на страны бывшего СССР?

— Наверное, здесь есть немного политики, хотя это лишь мои догадки, и я не хотел бы углубляться в эту тему. Когда мы мониторили работу этой организации, обратили внимание именно на это. Наверное, некоторые государства не хотят иметь на своей территории организации, которые и финансируются, и управляются из-за границы.

Поэтому мы активно перенимаем методы работы Make-A-Wish, но не хотим становиться филиалом международной благотворительной организации. Еще в Турции нам предлагали приобрести франшизу и работать под ними. Мы отказались, это не наш путь. Мы будем идти сами, вместе с нашим обществом, нашими людьми, каждый из которым, мы верим, наполнен добротой.

— Спасибо за интервью.

— Спасибо и вам.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter