Нур-Султан
Сейчас
-16
Завтра
-13
USD
425
-1.10
EUR
505
-0.92
RUB
5.59
-0.02

Когда у нас появятся хорошие отечественные школьные учебники?

363
Источник: bg.ru

Школьные учебники, как и многие учебные программы в целом, не выдерживают никакой критики, утверждается в депутатском запросе группы сенаторов в запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина. Причем с 2016 года в обществе  недовольство учебниками резко усилилось. Спешка в переходе на новый формат в школьном образовании привела к негативным последствиям.

Поспешили и насмешили

Авторы заострили внимание на том, что низкое качество учебников — вопрос уже давно наболевший. Об этом даже говорил Касым-Жомарт Токаев на одном из заседаний НСОД. И тому есть ряд причин.

— Подготовка и издание учебников процесс достаточно сложный. Отечественные (кроме Истории Казахстана, казахского языка и литературы) начали разрабатываться только с 1996 года с принятием Целевой программы. Разработкой начала заниматься КАО имени Ы. Алтынсарина, привлекая ученых вузов. Отсутствие опыта, устаревшее научно-методическое обеспечение еще советского периода без учета изменений целей и методов образования привели к неутешительным результатам. В итоге разработка была передана в конкурентную среду, издательствам, — утверждают подписанты.

Низкое качество казахстанских учебников стало притчей во языцех — Токаев

Базовыми документами для разработчиков стали Государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО) и программы, которые были приняты в 2002 году, а в 2010 году в них были внесены изменения.

С учетом плавного перехода на 12-летнее обучение в 2012 году программы и стандарты снова поменяли.

С 2016 года критика отечественных учебников резко усилилась. Авторы запроса объяснили это тем, что

резко и практически без апробации перешли на новый формат, основанный на Кембриджской модели

И эта спешка привела к негативным результатам.

Слишком быстро реформировали и форматировали

— Учебники писались наспех, ежегодно внедрялись по 3 класса, программы не обсуждались, авторы и эксперты не имели соответствующей подготовки и опыта. При этом учебные программы предметов в корне отличались от устоявшейся модели. В результате структура и содержание учебников претерпели глубочайшие изменения. И сегодня мы видим последствия, — сетуют подписанты.

Улучшить школьное образование можно за 5-7 лет — Архимед Искаков

Помимо различных грамматических и смысловых ошибок в учебниках, депутаты упомянули системные недостатки. Причиной им стали те самые учебные стандарты и программы,

которые неоднократно меняли и на основе которых создают учебники

Претензия в том, что при «реформировании» якобы не проводили никаких предварительных исследований. Мало того, не выработали концепцию самих учебных предметов и областей и тому подобное. Слишком быстро «переформатировали» все школьные предметы и даже ввели новые. Причем «новоиспеченные» тоже не апробировали должным образом.

Подчеркивается, что «программы разрабатывались в полном отрыве от разработчиков учебников».

— Структура и содержание многих школьных предметов потеряли методологическую системность, целостность, межпредметную и межуровневую преемственность,

были дополнены учебными материалами, не соответствующими возрастным возможностям учащихся,

— утверждают депутаты.

Мало того, уже после разработки учебников опять начали вносить изменения практически во все учебные программы.

Только в начальном образовании их переделывали трижды

При такой зарплате высокого качества не бывает

Основные причины системных недостатков в разработке как программ, так и учеников подписанты

видят в мизерной зарплате и как следствие низкой остепененности (наличие ученых степеней)

самих разработчиков учебных программ. В Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина заработная плата главного научного сотрудника – 119 526 тенге, ведущего научного сотрудника – 106 678 тенге, старшего научного сотрудника – 95 192 тенге и научного сотрудника – 81 955 тенге.

— При такой зарплате можно ли требовать высокое качество? Это вдвое ниже средней заработной платы в нашей стране, — пишут сенаторы.

К написанию учебников привлекаются ученые из вузов, преподаватели и школьные методисты. Эта деятельность отнимает много времени и требует серьезных усилий. При этом основная работа тоже остается — никакого подобия творческих отпусков не предусмотрено.

Чем отличаются школы в странах Казахстана, России и Беларуси?

— Ускоренное внедрение реформ, моделей, методик, пренебрежение реальным положением дел на местах, отсутствие всестороннего мониторинга и тщательного анализа приводят к новым противоречиям. А так как сфера образования так или иначе затрагивает каждого гражданина страны, то и резонанс получается масштабный. Все это мы имеем сегодня, — считают сенаторы.

Подписанты предложили уже сегодня утвердить Государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО), типовые учебные планы и типовые учебные программы.

— Ведь на формирование авторских коллективов, написание учебников, их апробацию и экспертизу потребуется как минимум три года. Только в этом случае мы увидим качественный результат, — резюмировали они.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter