Нынешние нужно менять, но на это уйдет минимум три года.
Школьные учебники, как и многие учебные программы в целом, не выдерживают никакой критики, утверждается в депутатском запросе группы сенаторов в запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина. Причем с 2016 года в обществе недовольство учебниками резко усилилось. Спешка в переходе на новый формат в школьном образовании привела к негативным последствиям.
Авторы заострили внимание на том, что низкое качество учебников — вопрос уже давно наболевший. Об этом даже говорил Касым-Жомарт Токаев на одном из заседаний НСОД. И тому есть ряд причин.
— Подготовка и издание учебников процесс достаточно сложный. Отечественные (кроме Истории Казахстана, казахского языка и литературы) начали разрабатываться только с 1996 года с принятием Целевой программы. Разработкой начала заниматься КАО имени Ы. Алтынсарина, привлекая ученых вузов. Отсутствие опыта, устаревшее научно-методическое обеспечение еще советского периода без учета изменений целей и методов образования привели к неутешительным результатам. В итоге разработка была передана в конкурентную среду, издательствам, — утверждают подписанты.
https://365info.kz/2017/09/nizkoe-kachestvo-kazahstanskih-uchebnikov-stalo-pritchej-vo-yazytseh-tokaev
Базовыми документами для разработчиков стали Государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО) и программы, которые были приняты в 2002 году, а в 2010 году в них были внесены изменения.
С учетом плавного перехода на 12-летнее обучение в 2012 году программы и стандарты снова поменяли.
С 2016 года критика отечественных учебников резко усилилась. Авторы запроса объяснили это тем, что
резко и практически без апробации перешли на новый формат, основанный на Кембриджской модели
И эта спешка привела к негативным результатам.
— Учебники писались наспех, ежегодно внедрялись по 3 класса, программы не обсуждались, авторы и эксперты не имели соответствующей подготовки и опыта. При этом учебные программы предметов в корне отличались от устоявшейся модели. В результате структура и содержание учебников претерпели глубочайшие изменения. И сегодня мы видим последствия, — сетуют подписанты.
https://365info.kz/2018/08/uluchshit-shkolnoe-obrazovanie-mozhno-za-5-7-let-arhimed-iskakov
Помимо различных грамматических и смысловых ошибок в учебниках, депутаты упомянули системные недостатки. Причиной им стали те самые учебные стандарты и программы,
которые неоднократно меняли и на основе которых создают учебники
Претензия в том, что при «реформировании» якобы не проводили никаких предварительных исследований. Мало того, не выработали концепцию самих учебных предметов и областей и тому подобное. Слишком быстро «переформатировали» все школьные предметы и даже ввели новые. Причем «новоиспеченные» тоже не апробировали должным образом.
Подчеркивается, что «программы разрабатывались в полном отрыве от разработчиков учебников».
— Структура и содержание многих школьных предметов потеряли методологическую системность, целостность, межпредметную и межуровневую преемственность,
были дополнены учебными материалами, не соответствующими возрастным возможностям учащихся,
— утверждают депутаты.
Мало того, уже после разработки учебников опять начали вносить изменения практически во все учебные программы.
Только в начальном образовании их переделывали трижды
Основные причины системных недостатков в разработке как программ, так и учеников подписанты
видят в мизерной зарплате и как следствие низкой остепененности (наличие ученых степеней)
самих разработчиков учебных программ. В Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина заработная плата главного научного сотрудника – 119 526 тенге, ведущего научного сотрудника – 106 678 тенге, старшего научного сотрудника – 95 192 тенге и научного сотрудника – 81 955 тенге.
— При такой зарплате можно ли требовать высокое качество? Это вдвое ниже средней заработной платы в нашей стране, — пишут сенаторы.
К написанию учебников привлекаются ученые из вузов, преподаватели и школьные методисты. Эта деятельность отнимает много времени и требует серьезных усилий. При этом основная работа тоже остается — никакого подобия творческих отпусков не предусмотрено.
https://365info.kz/2017/09/chem-otlichayutsya-shkoly-v-stranah-kazahstana-rossii-i-belarusi
— Ускоренное внедрение реформ, моделей, методик, пренебрежение реальным положением дел на местах, отсутствие всестороннего мониторинга и тщательного анализа приводят к новым противоречиям. А так как сфера образования так или иначе затрагивает каждого гражданина страны, то и резонанс получается масштабный. Все это мы имеем сегодня, — считают сенаторы.
Подписанты предложили уже сегодня утвердить Государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО), типовые учебные планы и типовые учебные программы.
— Ведь на формирование авторских коллективов, написание учебников, их апробацию и экспертизу потребуется как минимум три года. Только в этом случае мы увидим качественный результат, — резюмировали они.