1980 год. Людей на порядок меньше, чем сейчас. Автомобилей и подавно. Так как же выглядели улицы крупных городов мира в недалеком прошлом?
40 лет назад задыхающийся ныне от избытка автомобилей Пекин выглядел как мечта современного урбаниста (привет Варламову!) ‒ даже на главной магистрали только велосипеды и общественный транспорт:
Но эпоха безраздельного господства велосипедов, увы, уже шла к своему закату ‒ на проспекте Чаньаньцзе в районе площади Тяньаньмэнь мы видим первый опыт разделения велосипедного и автотранспортного потоков.
И в целом старые снимки Пекина напоминают удивительный микс из СССР, Бангладеша и, скажем, Японии.
Знаменитая набережная Бунд в Шанхае 40 лет назад, с минимальным трафиком и пешеходами, снующими где попало:
За 40 лет она прошла серию метаморфоз от взрывного роста автотрафика до создания широкой пешеходной зоны. Историческая набережная ‒ слишком ценный ресурс, чтобы выкидывать его под колеса автомобилям!
Пхеньянский трафик 1980 года можно оценить только по постановочному официальному фото, но и оно довольно интересно. Две черных «Волги», местный клон «козлика» ГАЗ-69, местный клон (вроде бы) чешского троллейбуса, плюс несколько дежурных западных иномарок, которые специально вставляли в каждый кадр для «оживления пейзажа».
Сегодня в такой показухе уже нет надобности: в Пхеньяне полно автомобилей, стоящих в глухих пробках…
Посмотрите, как прекрасен Ханой 1980 года! А старенькому колониальному трамвайчику оставалось ходить еще ровно 10 лет.
В Гонконге хватило ума сохранить старый двухэтажный трамвай, который теперь стал туристической визиткой города.
Поэтому кадры 40-летней давности не выглядят столь далекими от современности:
Наверное, Гонконг стал первым городом за пределами Японии, который пошел по пути «токиезации», то есть нагромождения многоярусной транспортной инфраструктуры, ломающей привычное пространство улиц.
В Тайбэе 1980 вторым уровнем пускали только пешеходов.
Машин еще мало, но уже чётко расставлены приоритеты кто на улице главный.
В Куала-Лумпуре 1980 года народ жил небогато, частных машин было мало, но трафик уже приличный ‒ пешеходов загнали на узенькие тротуарчики. А чтобы никто не посмел вторгнутся в асфальтовое царство автомобилей, понастроили разделительных заборов.
Конечно, в такой неуютной городской среде каждый начнет задумываться о своем личном авто!
Сеул находился в самом начале массовой автомобилизации. На дорогах еще господствовал общественный и развозной транспорт.
Сингапур на изломе эпох ‒ из «бананово-лимонного» он превращается в город небоскребов, со всеми вытекающими проблемами. Наверное, там одни из первых в мире ввели выделенные полосы для автобусов.
А вот Рангун не торопился меняться ‒ в 1962 году военная хунта объявила курс на построение бирманского социализма и закрыла страну для иностранных инвестиций.
После этого вид уличного трафика не менялся аж до начала 1990-х!
Несмотря на переполненные маршрутки-пикапы, колониальный Рангун выглядел почти по-европейски.
Этот город (как и любой другой в Индии) словно выпал из времени.
Индийский капитализм клепал одну марку авто модели 1955 года десятилетиями, поэтому Калькутту 1980 года едва ли можно отличить от Калькутты 1970 или 1960 годов.
Хотя местами она отдаленно напоминала и социалистическую Гавану 1990-х.
Давайте кинем еще один взгляд на мрачно-прекрасную Калькутту 80-го и будем двигаться дальше.
Теперь индийский трафик уже не всегда отличишь от любого другого мегаполиса, но 40 лет назад мир дышал разнообразием!
Наверное, нигде в мире больше нет так много народу на улицах, как в Южной Азии.
Еще один Бомбей 80-го.
Даже в густонаселенном Каире на улицах нет таких толп. Зато уже в 1980-м там были жуткие пробки.
Причем частники явно преобладают над таксистами, а коллективного транспорта практически не видно.
На всех снимка Стамбула 1970-х и даже 1980-х куча американских авто из 50-х годов, которые к тому времени можно было встретить разве что на Кубе!
А вот у Багдада была своя фишка — причудливая смесь западного и советского автопрома.
Город, который можно назвать «латиноамериканским Нью-Йорком» или «латиноамериканским Чикаго».
Здесь он действительно чем-то напоминает эти мегаполисы, но сразу бросается в глаза отличие в виде обилия автобусов и «жуков», которые Бразилия выпускала по немецкой лицензии (на минуточку, модель 1938 года).
А вот и сам Нью-Йорк 1980 года, он легко узнаваем по желтым такси.
На углу Джексон-авеню и 11-й улицы.
В апреле 1980-го Нью-Йорк из-за забастовки на целых две недели остался без общественного транспорта, и тогда некоторые из жителей сделали удивительное открытие: велосипед — это не детская игрушка, а средство передвижения!
Чтобы представить себе «среднестатистическую» улицу крупного американского города 40 лет назад, мы обратимся к другому примеру.
Автомобильное движение в Сиэтле при выезде в сторону Аляски, 1980.
Не спутаешь ни с Европой, ни с Азией! Эра классических американских авто, «громоздких, как танки», тогда еще была далека от завершения!
Европейский Пхеньян, только вообще без легковых автомобилей.
Частное автовладение было запрещено.
Это был один из самых радикальных и бескомпромиссных урбанистических проектов. Только бетон, только асфальт, и такие масштабы, чтобы человек почувствовал себя муравьем.
Фактически тот же Пхеньян, только с реальными автомобилями.
Главный проспект Восточного Берлина ‒ Карл-Маркс-аллее в 1980 году.
Разумеется, превратить весь социалистический Берлин в бетонно-панельное LEGO не успели, и в нем осталось что-то берлинское.
Столица Чехословакии (на тот момент) избежала разрушений, и у архитекторов-авангардистов не было шанса приделать ей «новое социалистическое лицо».
Самые лучше на свете улицы ‒ те, на которых нет места любому транспорту.
Рим 40 лет назад ‒ царство мопедов.
Не факт, что кадр чисто постановочный, но надо было сильно постараться, чтобы найти в Риме улочку без вездесущих автомобилей!
1980 год — темное время для трамваев. Но были города, которые не поддались лозунгам «уберите рельсы, и город поедет!».
А вот афинские трамваи утилизировали к 1977 году — и в 1980 году получили почти каирский трафик.
Увы, не «поехал» город и в 2004 году, когда греки вернули трамваи в свою столицу.