В Казахстане скоро начнет работать мобильное приложение для людей с ограниченными возможностями. Это интерактивная карта с полной информацией о доступности объектов и услуг в 17 городах страны.
Проект будет реализован через портал «Доступный Казахстан».
В Казахстане официально насчитывается более 698 тысяч граждан с ограниченными возможностями. И их число с каждым годом только растет. Между тем беспрепятственный доступ к различным объектам и услугам для этих людей до сих пор остается чем-то из области фантастики.
Более того, многие вовсе не понимают, к чему вся эта суета с пандусами и лифтами? Кто этим будет пользоваться? Да что за блажь такая вообще!?
Граждане с инвалидностью привыкли сидеть дома, принимать помощь от государства и жаловаться. Причем совсем не на отсутствие свободы передвижения. Некоторые рассуждают так: «Я инвалид, мне все должны».
Надо менять сознание людей и сознание бизнеса, говорит Меруерт Кулахметова, социальный предприниматель в сфере инклюзии, сотрудник общественного объединения «Общество инвалидов «Жан Демеуі».
Девушка более 20 лет передвигается в инвалидной коляске. При этом занимается бизнесом и активно продвигает идеи доступного Казахстана.
Проект доступного Казахстана официально был запущен 14 января 2019 года. Его планировалось завершить к апрелю 2021 года, но пандемия несколько затормозила процесс.
Цель проекта — защита и обеспечение прав людей с ограниченными возможностями
на свободное передвижение, равный доступ к объектам и услугам в Казахстане в соответствии с международными стандартами
Перед участниками (а это люди с ограниченными возможностями) стоит несколько задач:
Два года назад Меруерт в качестве эксперта, работающего с женщинами с инвалидностью, отправилась в особую поездку по Великобритании.
В Лондоне организаторы проекта предоставили ей коляску с электрическим приводом.
Первую ночь в британской столице Меруерт не могла уснуть от избытка эмоций. Увиденное превзошло все ее ожидания
— Конечно, я была наслышана, что в Европе развитая инфраструктура для людей с инвалидностью. Все улицы удобны для перемещения на коляске, все доступно! Я могла зайти в любое здание, даже подъехать к озеру и покормить лебедей.
В Ливерпуле мы побывали в «акимате». Это здание с 200-летней историей. Замок! Но даже там был специальный подъемник для людей в инвалидной коляске.
Любое кафе было было адаптировано под них. И самое ценное, что
это давно стало нормой. Там строят дома на века, понимая, что любой человек когда-то состарится
и любой может стать человеком с ограниченной мобильностью.
Впервые за столько лет я испытала захватывающее чувство независимости и свободы.
Меруерт рассказывает, что
в Казахстане люди с ограниченными возможностями каждый раз испытывают страх перед выходом на улицу
В нашей стране у тебя всегда должен быть запасной план, говорит она.
Девушка говорит, что национальное законодательство отражает все требования, которые есть в Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью. Однако все упирается в их исполнение на местах.
Так, в статье 7 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» говорится, что граждане имеют право на доступную людям с инвалидностью и другим маломобильным группам населения среду обитания и жизнедеятельности в пределах территории населенного пункта.
В законе «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» в статье 25 сказано, что у людей с инвалидностью должен быть доступ к жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям в соответствии с национальными стандартами.
При этом основная нагрузка в решении проблем доступности лежит на местных исполнительных органах.
Но на деле эти законы не исполняются.
В казахстанских городах многие пандусы к подъездам или на дорогах сделаны просто для «галочки» в отчете
Человеку на коляске невозможно подняться по ним даже с помощником.
Меруерт Кулахметова является координатором проекта «Доступный Казахстан» по городу Алматы. Она мониторит 3 200 объектов, чтобы внести на карту.
— Мобильное приложение пока не работает. Пандемия внесла свои коррективы. Но мы максимально заполняем карту. Активно работают волонтеры из университета Нархоз. Кроме того, своих людей для мониторинга объектов также предоставил акимат Жетысуского района.
После того, как мы внесем всю информацию, будем подавать жалобы на те объекты, на которых отсутствует инфраструктура. Для того, чтобы они исправили это. Хотим показать «До» и «После».