Эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева Жумабек Сарабеков прокомментировал прошедшее 15 октября видеосовещание руководителей министерств иностранных дел государств Центральной Азии и России.
Ни мировой экономический кризис, возникший вследствие пандемии, ни стремительное разрушение структур глобальной безопасности, ни растущие вызовы изменения климата пока не могут склонить мировые и региональные державы к партнерству, хотя потребность во взаимовыгодном диалоге возрастает с каждым днем.
Наоборот, степень конфликтности на международной арене все время повышается, о чем говорят санкционные войны, а также периодическая разморозка «горячих точек» в разных регионах мира.
Отдельным сюжетом выступает новая биполярность в мировых делах, связанная со стратегическим расколом в отношениях США и Китая. Оочевидно, углубляющееся системное противостояние Вашингтона и Пекина станет источником серьезных геополитических и геоэкономических шоков для всех остальных государств.
Сказанное относится и к России, которая вступает сегодня в более сложный период с точки зрения геополитики. Москва столкнулась с политическим кризисом в Беларуси, войной в Нагорном Карабахе и революционными событиями в Кыргызстане. Помимо этого, над Россией нависает угроза новых санкций со стороны ЕС и США в связи с делом Навального.
Россия пытается адаптироваться к усложняющейся геополитической среде и минимизировать риски. И одной из ключевых задач видит в укреплении своих стратегических тылов. Состоявшиеся 15 октября переговоры министров иностранных дел России и пяти стран Центральной Азии как раз свидетельствует о том, что Кремль планирует активизировать сотрудничество с регионом Центральной Азии и наращивать здесь свое присутствие.
Основным итогом прошедшей встречи стало принятие заявления шести министров «О стратегических направлениях сотрудничества». Как отмечают российские эксперты, это заявление является, по сути, программным документом, который закрепляет собой новый курс российской внешней политики в Центральной Азии.
Суть этой новой стратегии сводится к тому, что во взаимодействии с регионом российская сторона намерена сместить акцент от двусторонних связей в сторону общерегионального подхода. То есть Кремль планирует усилить работу с Центральной Азией как с единым регионом.
В частности, согласно документу, Москва рассматривает перспективы активизации сотрудничества со странами региона в таких сферах, как безопасность, борьба с терроризмом, наркотрафиком и контрабандой оружия, а также киберугрозами. Серьезное внимание уделяется также торгово-экономическому партнерству и кооперации в транспортной сфере.
Следует отметить, что в таком изложении документ являет собой важную веху в развитии российской геополитики в центрально-азиатском направлении. Не секрет, что все предыдущие годы Москва предпочитала работать со странами региона в основном на двусторонней основе. Кроме того, Россия занималась делами Центральной Азии преимущественно в ситуативном режиме, без стратегического планирования, в рамках которого регион ЦА выделялся бы в отдельную категорию.
Теперь же Москва пополняет ряды других внешних игроков, которые разработали и реализуют адресную стратегию по отношению к Центральной Азии. Как известно, свои стратегические программы по сотрудничеству с ЦА имеют сегодня США, Европейский союз, Япония, Южная Корея, Индия и другие.
Подобное изменение в подходах Москвы к работе с регионом можно объяснить прежде всего меняющейся ситуацией внутри самой Центральной Азии. Несмотря на умеренную динамику развития кооперационных связей, страны региона все чаще выступают сегодня с общих позиций и более консолидированы, чем это было несколько лет назад. В этой связи Москва не может не учитывать меняющиеся реалии в регионе.
К примеру, Кремль, очевидно, с особым интересом наблюдает за укрепляющейся связкой между Ташкентом и Нур-Султаном, которые в последнее время генерируют мощный импульс для углубления внутри региональной координации.
Также можно заметить большое количество позитивных оценок в российском экспертном сообществе относительно успешных шагов государств ЦА по урегулированию спорных вопросов по границе и водным ресурсам.
С учетом всего этого формирование Россией новой стратегии в Центральной Азии, которая носит менее фрагментарный характер и более ориентирована на сотрудничество с регионом как единым целым, входит прежде всего в ее же интересы и является требованием времени.