Почти миллион новых вкладчиков ЕНПФ, зарегистрировавшихся в фонде ради получения 42 500 тенге, это люди, никогда не состоявшие на социальном учете государства.
Анализ статистики госкомстата и ЕНПФ за II квартал 2020 года показал, что динамика занятости и безработицы изменилась не сильно, несмотря на миллионы граждан, получивших пособие по потере дохода. Обязательные поступления в ЕНПФ также растут в динамике. Что это значит, рассказал экономист Айдархан Кусаинов.
Удар карантина по бизнесу — миф? Парадоксы статистики ЕНПФ
— Наши наблюдения разве не свидетельство того, что ни бизнес, ни население на самом деле не обнищали, как мы слышим из всех утюгов?
— Начнем с того, что в Казахстане две экономики — регулярная и нерегулярная. В первой категории заводы, нефтегазодобыча, горнодобывающая промышленность и другие субъекты крупного бизнеса. А также 2 миллиона бюджетников. В этой экономике белая зарплата и отчисления. То, что ЕНПФ — прозрачный показатель для регулярной экономики, это факт. Но ее мало в этой статистике. Ее сложно поставить рядом со степенью обнищания населения.
Потому что огромная часть — это самозанятые и нигде не зарегистрированные. Они как физически не учитывались в ЕНПФ, так и проходят мимо
Кризис затронул вторую часть экономики, незаметную нерегулярную часть. Именно в ней занято все остальное коммерческое население. Это сфера услуг, базары, нелегальное такси. В статистике ЕНПФ эта часть экономики практически не отражена, либо отражена в очень небольшой доле.
Любой кризис всегда слабо влияет на регулярную экономику, потому что на ее товары и услуги всегда есть спрос. На ту же связь, работу врачей и учителей. Даже если в каких-то нефтяных компаниях случились сокращения, они не так сильно заметны в той же отчетности ЕНПФ.
Кризисные вещи бьют по простому народу из нерегулярной экономики. Они перебиваются случайными заработками и чаще находятся в тени от статистики.
Яркий пример — тот самый миллион новых вкладчиков ЕНПФ, которые появились в учете как плательщики ЕСП
Это те самые граждане, которые до 2020 года жили без ЕНПФ. Они как-то жили же, у них был некий доход, никем и нигде не учтенный. Те же самые частные извозчики совершенно легко зарабатывали 150-200 тысяч в месяц. Много среди них тех, кто платил взносы? Сомневаюсь.
Теперь карантин, кризис, никто на такси не ездит. Они побежали регистрироваться для получения пособия 42 500
Поэтому такой момент по объему взносов не будет сильно заметным в принципе.
— Тогда откуда рост обязательных взносов в ЕНПФ на четверть в сравнении с 2019 докризисным годом?
— Зарплаты поднялись. Учителям и врачам, как мы помним, подняли оклады. Взносы в ЕНПФ, следовательно, выросли. В этой категории, не будем забывать, 2 миллиона человек. Обычные компании, особенно в квазигоссекторе, тоже в большинстве своем индексируют зарплаты.
Получается, взносы в ЕНПФ выросли, потому что несмотря на кризис и карантин, в регулярной экономике зарплаты росли
Вы спросили про четверть. Вот она, эта четверть. В 2019 году в среднем общий объем обязательных отчислений в ЕНПФ составлял 60 млрд тенге в месяц, в 2020 — 80 млрд. Вот и получается, что 2 млн бюджетников и какая-то часть регулярной экономики, составляющая примерно четверть всех пенсионных счетов, показали плюс.
— Каков объем теневой экономики Казахстана? В 2019 году звучала цифра в 10 трлн тенге. Миннацэкономики тоже недавно заявило, что разрабатывает план по ее снижению.
— Это никому неизвестный показатель, хотя министерство регулярно ее считает. Размер теневой экономики также учитывается в методологических подсчетах доходов населения. Вопрос спорный на самом деле. Называются разные объемы — от 20 до 40% от ВВП, в зависимости от внутреннего отношения к этому показателю того, кто дает оценку.
— Выросли взносы в ЕНПФ, а в статистике занятости на сайте госкомстата картина за II квартал 2020 года практически не изменилась. Хотя нам говорили о неких 5 млн человек, временно оставшихся без работы. Как это понимать?
— Наша официальная статистика официальную безработицу считает по зарегистрированным безработным. То есть по тем, кто встал на биржу труда. Термин-то использовался «потеря дохода в связи с карантином». То есть, грубо говоря,
если парикмахер, фитнес-тренер или работник кинотеатра в связи с карантином перестал получать доход, он официально не стал безработным
Он остается занятым, просто не получает деньги.
Поэтому статистику занятости и выплат не стоит путать. Более того, часть сотрудников, за которых заявки на 42 500 тенге подавали работодатели, также подтвердили, что их не уволили.
— Разве считать официально трудоустроенными тех, кто сидит без дохода, не лукавая статистика? Ведь на ней зиждется принятие решений правительством?
— С точки зрения занятости никакого лукавства нет, так как потеря дохода временная. Предприятие не закрылось совсем, оно приостановило свою деятельность.
Правительство принимает решения на основании не сиюминутных, а долгосрочных расчетов.
Если многие трудоустроены официально, но при этом временно сидят без дохода, их нельзя официально обозначить безработными
Если вы пишите, что у вас из-за карантина, условно говоря, 2 млн безработных, это повлечет принятие решений по денежно-кредитной, налоговой и социальной политике. И решения эти действуют годы. Государство не имеет права подменять занятость краткосрочными вещами типа потери дохода сезонными работниками или вследствие карантина.
— Те меры, которые приняты государством для поддержки граждан, временно оставшихся без дохода, были верными?
— Да, абсолютно. В этом и был смысл назначения выплаты 42 500. Казахстан таким образом избежал массовых увольнений. После возобновления деятельности это помогло бизнесу сохранить коллектив для дальнейшей работы.
С другой стороны, 1,5 млн личных заявок на получение выплаты — свидетельство тому, что эти люди никогда не были официально трудоустроены
Я много дискутировал на тему, что понятие «самозанятые» большое лукавство. Были попытки протащить идею, что самозанятые — это некие бизнесмены, что вообще не так. Индивидуальные предприниматели, в отличие от работающих на самих себя, платят налоги и присутствуют в статистических учетах. Самозанятые по своей сути безработные, которые время от времени находят себе источник дохода. Это иллюзия занятости.
Наша статистика безработицы никак не коррелируется с этим явлением физически. Если поднять историю занятости за любые годы, безработица всегда на уровне 4,9-5,1%. Хоть экономический бум, хоть кризис. Все абсорбируется в самозанятости.
И это не претензия к государству. Потому что оно честно оценивает показатели безработицы по зарегистрированным в этом статусе гражданам. И это правильно.
Официальная регистрация безработного предусматривает пособие по безработице и обязательство государства найти гражданину работу
Другой вопрос, что предлагаемые вакансии особо никому не нравятся. Но это не повод не регистрироваться, если работы действительно нет. Значит, у людей нет в этом никакой нужды. По человеческо-экономической логике нужно понимать, что низкий официальный уровень безработицы в стране еще и из-за смешных пособий. Для чистоты эксперимента надо попробовать повысить эту сумму на 10-15%, и количество тех, кто официально зарегистрируются безработными, вырастет. Так что все подсчеты весьма и весьма условны.