Белорусские протесты 2020 года оказали влияние на все постсоветское пространство, задав своего рода новый тренд. Культурный.
После каждого выступления протестующие в Минске убирали за собой мусор и даже на лавочки взбирались, предварительно сняв обувь. Подхватили это и молодые волонтеры в Бишкеке, решив привести в порядок площадь Ала-Тоо после митингов. Спасать Бишкек от мародеров вышли добровольные народные дружины.
Волонтеры создали живую цепь, чтобы защитить здание парламента, культурные объекты и торговые дома
Аналитик CABAR.asia Ермек Байсалов считает, что волонтеры — это новый социальный феномен для Кыргызстана. Они вносят значительный вклад в развитие гражданского общества страны.
Зачатки волонтерства появились во время пандемии, когда власть оказалась бессильна перед лицом коронавируса.
Эксперт считает, что кыргызское общество стремительно поляризуется.
У городской и сельской молодежи совершенно разные политические повестки дня
Это наглядно показали поствыборные события в Бишкеке. Народные дружинники защищали городские объекты от мародеров из регионов.
— Молодежь — это не однородная масса, в ней присутствует разрушительная сила. Но есть и созидательная ее часть. Сегодня идет некая поляризация не только молодого поколения, но и общества в целом.
Есть тонкая прослойка городской образованной молодежи, представители которой приняли участие в выборах и хотели провести люстрацию, реформы. В то же время у региональной молодежи совсем другие взгляды и другие лидеры.
Эксперт уверен, что сегодня в обществе растет пропасть между разными социальными слоями. И это одна из проблем, которую важно понимать и решать.
— Волонтеры появились на площади Ала-Тоо 5 октября, сразу после выборов, — рассказывает Ермек Байсалов. — Они заявили, что нейтральны, не имеют никаких политических претензий и просто помогают народу.
После ночных событий в Бишкеке волонтеры собрались, чтобы привести в порядок Белый дом и площадь. В ночное время суток с 6 по 11 октября там дежурили народные дружины, пытаясь предотвратить грабежи и мародерство.
По сути,
дружинники заменили правоохранительные органы и силовиков, которые в этот момент куда-то пропали
С первого дня дежурили люди в спецжилетах, позже к ним присоединились студенты медвузов и горожане. Едой и горячим чаем дружинников обеспечивали столичные кафе, таксисты и волонтеры.
По словам эксперта, число добровольных дружинников росло ежечасно. Город был поделен на квадраты. Основной был в центре Бишкека, где расположены крупные торговые центры, ювелирные магазины и стратегические объекты. Это уберегло столицу от погромов и мародерства.
— После взятия Белого дома митингующие передвигались по городу с целью наживы. Дружинники создавали цепь из людей и объясняли, что грабить созданное другими нельзя. Митингующие отвечали, что хотят мира и принятия закона о люстрации.
Многие из них прибыли из регионов, признаваясь, что политики ими воспользовались и после взятия здания правительства оставили без внимания — без еды и ночлега. Волонтеры помогли им вернуться в свои регионы.
Ситуация в Бишкеке стабилизировалась, но дружинники не оставляют дежурства