Петр Лупенков — очень важный отшельник в Казахстане. Он метеоролог и уже более 25 лет безвылазно живет и работает на острове Кулалы в Каспийском море. Молодые специалисты сменить его на этом посту не спешат, и он продолжает делать свою серьезную работу в жестких природных условиях.
Авторский youtube—канал «Салем всем» разместил интервью с отшельником по призванию.
Остров Кулалы — самый большой из группы Тюленьих островов. Находится примерно в 50 км от села Баутино Тупкараганского района Мангистауской области. Площадь около 68 кв. км, то есть он немногим меньше города Актау.
— Как вы вообще оказались на этом острове?
— При Советском Союзе эта метеостанция была Астраханской. Когда Союз распался, земля вместе со станцией отошла Казахстану. Я приехал сюда в 1994 году, с тех пор и работаю. Делаем метео- и морские наблюдения, предупреждаем о штормах и так далее.
— А какие-то приключения были? Все-таки остров…
— Здесь самое опасное приключение – встреча с волками. Однажды пошли с супругой прогуляться на восточную сторону острова. Идти полтора километра, в руках ничего, даже палочки. И
на нас вышли 20-25 волков, подошли практически вплотную, окружили. Мы стояли и не знали, что делать. А потом пошли прямо на них
по тропинке. И они уступили дорогу. Просто стояли и смотрели нам вслед.
— Казалось бы, изолированный остров, и вдруг волки?
— Зимой восточная сторона до Каламкаса-Каражанбаса покрывается льдом, они свободно переходят. В десяти километрах есть еще остров. Сколько раз видели с вертолетов и лодок, как волки переплывают оттуда, для них это не расстояние.
— По каким моментам городской жизни вы скучаете?
— У меня две дочки и четыре внучки, скоро должна пятая родиться. Вот их часто хочется повидать. Но, с другой стороны, каждый год весной и осенью дети бывают на острове, с удовольствием проводят здесь время, отдыхают и в город обратно не хотят.
— Почему вы решили здесь остаться? На отшельничество похоже…
— Тяга к природе у меня с детства. Детство прошло в Жамбылской области рядом с горами. Уходили в горы на 12 километров: у нас была пещера, палатка, посуда. Все в школе учатся, а мы две недели в горах лазаем, охотимся, рыбачим. Домой приходим – мать плачет, отец ругается, колотит. А через две недели мы опять в горы.
Потом я учился во Фрунзе (ныне Бишкек — прим. ред.) на метеоролога. Мы только начали учиться, как пришла женщина: «У нас есть альпинизм, горный туризм. Есть желающие?». Говорю: «Я!». И опять то же самое: люди учатся, мы по горам лазаем. Приходим, сдаем программу за две недели, и обязательно только на пятерку. А потом обратно в горы. Я специальность выбирал такую, чтобы быть поближе к природе.
— Неужели ни разу не хотелось все бросить?
— Одно время было такое. У нас, не знаю по какой причине, прекратилось снабжение. Я просто сидел здесь, охранял и не работал. Через полгода спрашиваю себя, как буду работать, если снабжения нет… да ничего нет! И ответил: «Да вот так и буду работать». Включил рацию и начал передавать погоду.
— Не было снабжения? Получается, и продуктов не было? Как же вы жили?
— Так и жили, на запасах. Тогда не было ни пограничников, ни вертолетов, ни кораблей пограничных, ничего не было.
Я просто сидел здесь вместе с волками. Может поэтому они меня и не трогали,
за своего принимали.
— А вы уже искали себе преемника?
— Сюда приезжали, хотели работать. Но побудут неделю-две, а потом все – не выдерживают. Сейчас
молодое поколение зависит от интернета. У меня здесь его нет. А для молодых это полная катастрофа
Но я думаю, что рано или поздно найдется человек, который захочет просто жить на природе.
— А как вы себя развлекаете в свободное время?
— Ходим по острову, гуляем. Да на развлечения-то особо времени нет, работы много. Через каждые три часа круглосуточно передаю погоду – и днем, и ночью, и в праздники, и в выходные.
— С браконьерами приходилось сталкиваться?
— До того, как появились пограничники, браконьеров здесь было очень много — дагестанцы, калмыки, азербайджанцы. Только из-за них пограничный пункт и поставили, сейчас их нет.
Раньше частенько подъезжали на байдах, выходили на берег, ко мне заходили, разговаривали. Но конфликтов не было, чисто рыбаки заходили, спрашивали что и как. Потом пограничников поставили, и разогнали их кораблями, вертолетами.
— Хорошо, наверное, что пограничники появились? Теперь хоть больше общения. Чему-то, наверное, их тоже учите, рассказываете житейские моменты…
— Конечно. Ребята-то молодые, все дети наши.
— Спасибо вам за уделенное время.
— И вам спасибо. Приезжайте, всегда рады!